Татьяна Князева
Использование современных «Кейс-технологий» для социально-коммуникативного и речевого развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных для социально-коммуникативного и речевого развития старших дошкольников
Ставте ребенку вопросы,
доступные его пониманию,
и предоставте ему решать их.
Пусть он узнает не потому,
что вы сказали, а что сам понял.
Ж. Ж. Руссо
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.
Публикация «Использование современных „Кейс-технологий“ для социально-коммуникативного и речевого развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.
Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.
Работая с детьми, приходишь к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, что позволит у них сформировать ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.
В дошкольных учреждениях в России стали применять новую технологию развития воспитанников – кейс технология.
Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Интерактивные методы :
Кейс – метод Метод
«Мозговой штурм»
Метод «Дерево предсказаний»
Метод «Кластеры»
Метод «Корзина идей»
Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920 г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-метод нашел широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес -образовании, психологии. Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций (метод проектов, компьютерное моделирование, деловая игра, ситуационная задача, дискуссия, ролевая игра).
Цель: Формирование кейсов в виде проблемных ситуаций в процессе освоения отдельных образовательных областей КЕЙС-МЕТОД (case study)
СУТЬ КЕЙС-МЕТОДА Состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.
Кейс (case - англ.) - многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус (от лат. - Casus, следовательно, метод кейсов (кейс-технологии) является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций.
Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
2. Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.
3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.
5 ВИДЫ СИТУАЦИЙ
СИТУАЦИЯ-ОЦЕНКА
СИТУАЦИЯ-ПРОБЛЕМА
СИТУАЦИЯ-ИЛЛЮСТРАЦИЯ
СИТУАЦИЯ-УПРАЖНЕНИЕ
ВИДЫ СИТУАЦИЙ
Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации.
Цель: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель: провести анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
Ситуация-упражнение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель: проанализировать данные ситуации и найденные решения, используя при этом приобретенные теоретические знания.
СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА
1. В материале должен быть контекст (дающая тему для размышления).
2. В описании материала должны быть истории или интервью.
3. Ряд шагов для создания кейса.
4. Выбор объекта исследования «конкретной ситуации».
5. Определение темы и вопросов исследования.
6. Планирование кейс - исследования, проведение сбора материала или анализа материала.
7. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развитию ситуации.
8. Описание и редактирование кейса.
9. Формирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
10. Актуальный, вызывающий интерес материал.
Этапы работы с кейсом
Формы работы
Введение в кейс Предварительное знакомство с ситуацией. Контроль знания содержания кейса (участники, их социальные роли, обстоятельства) Уточняющие вопросы от слушателей. Дополнительная информация от педагога
Этапы работы с кейсом Формы работы
Анализ кейса В парах (или по 3 чел.) обсудить и ответить на вопросы педагога: В чем проблема (противоречие) ситуации? Существует ли удачное решение данной проблемы? (формирование или выбор правильного решения данной ситуации + подготовка аргументации)
Этапы работы с кейсом Формы работы
Этап презентации решений
Этап общей дискуссии
Представление правильного решения кейса от каждой пары или малой группы с аргументацией
Объединение схожих мнений. Критика и возражения оппонентов, дискуссия.
Этапы работы с кейсом Формы работы
Этап подведения итогов Сообщение решения педагога с аргументацией. Получение обратной связи: Что было самым трудным и самым интересным в ходе работы?
Кейс «Мой первый день в детском саду»
Ваня, Полина и Артём – первый день в детском саду. Наступил тихий час. Посмотри на картинку, кто из ребят поступает правильно: Ваня с Полиной или Артём? Объясни свое решение.
ЗАДАНИЯ К КЕЙСУ: -Выбери способ правильного поведения для ребенка во время «тихого часа». Обсуди в группе, кто думает также. Объясни свое мнение в группе.
-Составь рассказ из личного опыта «Мой первый (самый счастливый или грустный) день в детском саду».
- В спомни и назови по порядку режимные моменты в детском саду (части суток). Подсказка: сюжетные картинки (разложить по порядку). Права и обязанности дошкольника.
-Тематический рисунок «Что мне нравится в детском саду больше всего?» (рисование по замыслу).
Кейс «Моя семья»
У Даши заболела мама. Как поступить? Даша не знает. Можно повеселить маму игрой на барабане. Можно принести маме теплый чай. Можно пойти с папой погулять. Выбери правильное решение и объясни.
ЗАДАНИЯ К КЕЙСУ: -Выбери способ правильного поведения для Даши в данной ситуации. Обсуди в группе, кто думает также. Объясни свое мнение в группе.
-Составь рассказ по опорным вопросам на тему «Моя семья». Подбери слова-признаки к портрету своей мамы: добрая, ласковая, заботливая, красивая.
-Вспомни и назови членов своей семьи. Вспомни их имена и отчества. Кто в семье самый старший и младший?
- Тематический рисунок «Портрет моей мамы», аппликация по замыслу «Образ моей семьи» (моя родословная).
Метод «Мозговой штурм»
Цель в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.
Метод «Дерево предсказаний» Этот метод заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Эффективен на стадии введения в новую тему. Помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии
Правила работы с данным приёмом таковы: СТВОЛ ДЕРЕВА - тема ВЕТВИ - предположения ЛИСТЬЯ – обоснование этих предположений
Кластер (kluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы.
1. Предлагается картинка в центре листа.
2. Дети высказывают слова, предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как проходят идеи, начинать устанавливать связи. «Кластеры»
Метод «Корзина идей»
Метод «Логическая паутинка»
На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии. развитие у дошкольников навыков общения в различных жизненных ситуациях; формирование навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами); выработка у детей социально – эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и интеграции в обществе; развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении. желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; умение менять стиль общения со взрослым и сверстником в зависимости от ситуации; умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию; умение решать конфликтные ситуации; умение конструктивно взаимодействовать и сотрудничать (договариваться, обмениваться, распределять действия); навыки диалогической и монологической речи; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Ценность использования кейс-технологии мы видим в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.
Пакет кейсов по формированию социально – коммуникативного развития старших дошкольников
Кейс 1. «Знакомство»
Задачи:
-формировать культуру общения;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
***
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
• Что они должны были сделать?
• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».
Задачи:
-формировать культуру общения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
***
Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:
- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!
Внучка махнула рукой и убежала в комнату.
Вопросы:
• Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
• Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
• Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
• Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс 3. «Разговор по телефону»
Задачи:
-закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
***
Аня звонит Маше по телефону.
- Маш, привет.
- Это не Маша. Это ее мама.
- А мне Маша нужна.
- Сейчас я ее позову.
- Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
- Хорошо.
- Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
• Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
• Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
• О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
• Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Кейс 4. «Вежливый отказ»
Задачи:
-продолжать формирование культуры общения;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
***
Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.
- Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы:
• Как вы думаете, как поступит Витя?
• Какой разговор возможен с мамой?
• Что Витя скажет ребятам?
• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.
Кейс 5. «Просьба»
Задачи:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.
*** У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой.
Папа только что вернулся с работы.
- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы:
• Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
• Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
• Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.
Кейс 6. «Прощение»
Задачи:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
***
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:
- Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.
- Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.
- Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.
- что ты наделал! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…
Вопросы:
• Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
• Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
• Как бы вы поступили в данной ситуации?