Папки-передвижки

Использование современных «Кейс-технологий» для социально-коммуникативного и речевого развития старших дошкольников

Татьяна Князева
Использование современных «Кейс-технологий» для социально-коммуникативного и речевого развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование современных для социально-коммуникативного и речевого развития старших дошкольников

Ставте ребенку вопросы,

доступные его пониманию,

и предоставте ему решать их.

Пусть он узнает не потому,

что вы сказали, а что сам понял.

Ж. Ж. Руссо

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

Публикация «Использование современных „Кейс-технологий“ для социально-коммуникативного и речевого развития старших дошкольников» размещена в разделах

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.

Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

Работая с детьми, приходишь к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, что позволит у них сформировать ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

В дошкольных учреждениях в России стали применять новую технологию развития воспитанников – кейс технология.

Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Интерактивные методы :

Кейс – метод Метод

«Мозговой штурм»

Метод «Дерево предсказаний»

Метод «Кластеры»

Метод «Корзина идей»

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920 г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-метод нашел широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес -образовании, психологии. Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций (метод проектов, компьютерное моделирование, деловая игра, ситуационная задача, дискуссия, ролевая игра).

Цель: Формирование кейсов в виде проблемных ситуаций в процессе освоения отдельных образовательных областей КЕЙС-МЕТОД (case study)

СУТЬ КЕЙС-МЕТОДА Состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

Кейс (case - англ.) - многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус (от лат. - Casus, следовательно, метод кейсов (кейс-технологии) является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций.

Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.

2. Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.

3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.

5 ВИДЫ СИТУАЦИЙ

СИТУАЦИЯ-ОЦЕНКА

СИТУАЦИЯ-ПРОБЛЕМА

СИТУАЦИЯ-ИЛЛЮСТРАЦИЯ

СИТУАЦИЯ-УПРАЖНЕНИЕ

ВИДЫ СИТУАЦИЙ

Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации.

Цель: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель: провести анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

Ситуация-упражнение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель: проанализировать данные ситуации и найденные решения, используя при этом приобретенные теоретические знания.

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА

1. В материале должен быть контекст (дающая тему для размышления).

2. В описании материала должны быть истории или интервью.

3. Ряд шагов для создания кейса.

4. Выбор объекта исследования «конкретной ситуации».

5. Определение темы и вопросов исследования.

6. Планирование кейс - исследования, проведение сбора материала или анализа материала.

7. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развитию ситуации.

8. Описание и редактирование кейса.

9. Формирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

10. Актуальный, вызывающий интерес материал.

Этапы работы с кейсом

Формы работы

Введение в кейс Предварительное знакомство с ситуацией. Контроль знания содержания кейса (участники, их социальные роли, обстоятельства) Уточняющие вопросы от слушателей. Дополнительная информация от педагога

Этапы работы с кейсом Формы работы

Анализ кейса В парах (или по 3 чел.) обсудить и ответить на вопросы педагога: В чем проблема (противоречие) ситуации? Существует ли удачное решение данной проблемы? (формирование или выбор правильного решения данной ситуации + подготовка аргументации)

Этапы работы с кейсом Формы работы

Этап презентации решений

Этап общей дискуссии

Представление правильного решения кейса от каждой пары или малой группы с аргументацией

Объединение схожих мнений. Критика и возражения оппонентов, дискуссия.

Этапы работы с кейсом Формы работы

Этап подведения итогов Сообщение решения педагога с аргументацией. Получение обратной связи: Что было самым трудным и самым интересным в ходе работы?

Кейс «Мой первый день в детском саду»

Ваня, Полина и Артём – первый день в детском саду. Наступил тихий час. Посмотри на картинку, кто из ребят поступает правильно: Ваня с Полиной или Артём? Объясни свое решение.

ЗАДАНИЯ К КЕЙСУ: -Выбери способ правильного поведения для ребенка во время «тихого часа». Обсуди в группе, кто думает также. Объясни свое мнение в группе.

-Составь рассказ из личного опыта «Мой первый (самый счастливый или грустный) день в детском саду».

- В спомни и назови по порядку режимные моменты в детском саду (части суток). Подсказка: сюжетные картинки (разложить по порядку). Права и обязанности дошкольника.

-Тематический рисунок «Что мне нравится в детском саду больше всего?» (рисование по замыслу).

Кейс «Моя семья»

У Даши заболела мама. Как поступить? Даша не знает. Можно повеселить маму игрой на барабане. Можно принести маме теплый чай. Можно пойти с папой погулять. Выбери правильное решение и объясни.

ЗАДАНИЯ К КЕЙСУ: -Выбери способ правильного поведения для Даши в данной ситуации. Обсуди в группе, кто думает также. Объясни свое мнение в группе.

-Составь рассказ по опорным вопросам на тему «Моя семья». Подбери слова-признаки к портрету своей мамы: добрая, ласковая, заботливая, красивая.

-Вспомни и назови членов своей семьи. Вспомни их имена и отчества. Кто в семье самый старший и младший?

- Тематический рисунок «Портрет моей мамы», аппликация по замыслу «Образ моей семьи» (моя родословная).

Метод «Мозговой штурм»

Цель в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

Метод «Дерево предсказаний» Этот метод заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Эффективен на стадии введения в новую тему. Помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии

Правила работы с данным приёмом таковы: СТВОЛ ДЕРЕВА - тема ВЕТВИ - предположения ЛИСТЬЯ – обоснование этих предположений

Кластер (kluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы.

1. Предлагается картинка в центре листа.

2. Дети высказывают слова, предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как проходят идеи, начинать устанавливать связи. «Кластеры»

Метод «Корзина идей»

Метод «Логическая паутинка»

На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии. развитие у дошкольников навыков общения в различных жизненных ситуациях; формирование навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами); выработка у детей социально – эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и интеграции в обществе; развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении. желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; умение менять стиль общения со взрослым и сверстником в зависимости от ситуации; умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию; умение решать конфликтные ситуации; умение конструктивно взаимодействовать и сотрудничать (договариваться, обмениваться, распределять действия); навыки диалогической и монологической речи; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Ценность использования кейс-технологии мы видим в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.

Пакет кейсов по формированию социально – коммуникативного развития старших дошкольников

Кейс 1. «Знакомство»

Задачи:

-формировать культуру общения;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

***

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы:

• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

• Что они должны были сделать?

• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».

Задачи:

-формировать культуру общения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

***

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:

- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!

Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы:

• Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

• Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

• Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

• Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс 3. «Разговор по телефону»

Задачи:

-закреплять знание правил и норм речевого этикета;

-продолжать формирование культуры общения;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

***

Аня звонит Маше по телефону.

- Маш, привет.

- Это не Маша. Это ее мама.

- А мне Маша нужна.

- Сейчас я ее позову.

- Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

- Хорошо.

- Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

• Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

• Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

• О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

• Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Кейс 4. «Вежливый отказ»

Задачи:

-продолжать формирование культуры общения;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

***

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

- Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы:

• Как вы думаете, как поступит Витя?

• Какой разговор возможен с мамой?

• Что Витя скажет ребятам?

• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.

Кейс 5. «Просьба»

Задачи:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

*** У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой.

Папа только что вернулся с работы.

- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы:

• Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

• Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

• Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс 6. «Прощение»

Задачи:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

***

Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:

- Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.

- Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.

- Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.

- что ты наделал! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.

Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…

Вопросы:

• Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

• Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?

• Как бы вы поступили в данной ситуации?

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных «Кейс-технологий» для социально-коммуникативного и речевого развития старших дошкольников
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 12:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных «Кейс-технологий» для социально-коммуникативного и речевого развития старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Князева (УИ 234626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД