Наталья Бурмицкая
Использование современных игровых технологий в работе с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Астаева Наталья Владимировна
воспитатель
Бурмицкая Наталья Николаевна
учитель - логопед
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное
Белгородского района Белгородской области»
(Белгородский р-н, п. Разумное, РФ)
Использование современных игровых технологий в работе с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
На сегодняшний день необходимость повышения уровня качества коррекционной работы и оптимизации образовательного процесса остаются актуальной проблемой.
Публикация «Использование современных игровых технологий в работе с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
Дети, страдающие тяжелыми речевыми нарушениями зачастую имеют отклонения в развитии и других высших психических функций: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Иными словами, дошкольники с тяжелыми нарушениями речи с физиологической точки зрения развиваются и растут наравне с нормотипичными детьми, однако, психические процессы несколько запаздывают в своем развитии.
При работе с детьми данной категории необходимо учитывать в первую очередь особенности психического и физиологического развития, уделяя особое внимание коррекции дефектов в развитии [4].
Решение этой проблемы на современном этапе предусматривает поиск новых методов и форм организации обучения, преимущественно эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы фактические возможности детей с особыми образовательными потребностями, условия текущей деятельности.
Одним из таких эффективных средств являются игровые технологи, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возраста.
Игра формируют мотивацию у дошкольников, способствует развитию умений и навыков с учетом специфических особенностей развития детей, а также условий функционирования учреждения. Это и определяется целью игровых технологий [3].
Исходя из цели, можно определить следующие задачи игровых технологий :
- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.) [2].
Сегодня игра, как самостоятельная деятельность широко используется :
- для освоения темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как часть образовательной программы.
Н. Ф. Губанова считает, что именно постоянное, личное взаимодействие педагога и детей является главным фактором успешного освоения игровых технологий [1].
Успешность игровых технологий зависит от игровой среды. В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи используем такие виды игровых технологий, как:
- игры с предметами и без предметов;
- настольно-печатные игры;
- комнатные игры;
- уличные игры;
- игры на местности;
- компьютерные игры и ТСО;
- игры с различными средствами передвижения.
Как говорилось ранее, игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, поэтому и коррекционная и педагогическая работа в игровой форме с детьми с тяжелыми нарушениями речи имеет наибольший успех.
Так же корректируя речевые расстройства у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, с использованием игр и игровых упражнений, мы также формируем и корректируем высшие психические функции, у детей имеющие отклонения в развитии и при этом формируем желание заниматься.
Итак, играя дошкольники с тяжелыми нарушениями речи получают возможность самовыражаться и самостоятельно контролировать свою работу. Развивая сенсорное и умственное развитие, игровые технологии способствуют закреплению и увеличению объема имеющихся знаний, на основе которых речевые возможности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи становятся выше.
Список использованной литературы :
1. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, - 2010 г. - 150 с.
2. Руденко, И. В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками / И. В. Руденко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2013. - № 2 (24, - С. 423-426 .
3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
4. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
© Н. В. Астаева, Н. Н. Бурмицкая, 2021