Татьяна Жанабаева
Использование современных игровых технологий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В Конвенции о правах ребенка зафиксировано право на игру (ст. 31). В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра рассматривается как важное средство для социализации личности ребенка – дошкольника. Для ребенка игра является эмоциональной, яркой, образной деятельностью, в которой он чувствует себя уверенно, а это лучше всего подготавливает ребенка к усвоению новых знаний. Психолого-педагогические исследования Л. С. Выготского,А. Н. Леонтьева, В. И. Селиверстова,убедительно доказали позитивную роль игры в обучении и развитии детей. Д. Б. Эльконин в своих исследованиях делает вывод: ". Игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных" [6, С. 171].
Публикация «Использование современных игровых технологий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В настоящее время достаточно часто в разговоре детей мы можем наблюдать нарушения речи такие,как отсутствие последовательности при изложении своих мыслей, нарушение грамматического строя в предложениях, использование преимущественно коротких фраз, скудный словарный запас. А недостаточное развитие речи, в свою очередь может привести к неуверенности в себе, сложности в общении со сверстниками, что оказывает влияние на психическое развитие. Поэтому крайне важно для дошкольниканаучиться говорить содержательно, ясно и последовательно. В соответствии с теорией Л. С. Выготского [12], присутствует взаимосвязь между мышлением и речью. Связная речь зависит от связности мыслей. Логика мышления находит свое отражение в связной речи, в умение осмысливать воспринимаемое и излагать его в правильной, чёткой, логичной речи. Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в трудах таких известных педагогов, как М. С. Лаврик, Н. Ф. Ладыгина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова. Т. Б. Филичева и др. Коммуникативная функция представляется основной для её развития, отсутствие и несформированность функции приводит к обратному результату, ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит вред его психическому и нравственному развитию. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка.
Современные образовательные технологии могут помочь в формировании самостоятельной, интеллектуально смелой, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности. В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Технология– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме педагогических игр. Применение игровых технологий позволит создать максимально благоприятные условия для развития речи детей. В игре дети естественным образом учатся связно, логично и последовательно излагать свои мысли. В обучающей игре с удовольствием участвуют все дети, даже застенчивые и робкие.
Для развития связной речи старших дошкольников используют творческие игры, настольные дидактические и словесные. Словесные: речевой образец, повтор, вопрос. Наглядные: организация наблюдения, демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета,просмотр видеофильмов. Игровые : игры-упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и др. виды игр с речевым содержанием. Косвенные: подсказка, совет, исправление, реплика, замечание. Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников : мнемотехника (пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ); синквейн (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия[6].
Таким образом использование игровых технологий по развитию связной речи, активизирует мыслительную деятельность, развивает умение наблюдать, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания, усвоения материала в полном объеме.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика – Пресс, 1999.
2. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями/ Аникина М. // Международный образовательный портал https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskii-sinkvein-v-rabote-s-doshkolnikami-s-rechevymi-narushenijami.html
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. - М. : Рус. яз. 2000.- в 2 т. - 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования Российской Федерации. – Москва: 2013.
5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Д. Б. Эльконин. М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 384с