Татьяна Гицевич
Использование сопряжённой гимнастики как средство развитие речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сопряженная гимнастика – это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что позволяет назвать их театром пальцев и языка.
Почему я выбрала именно это направление в своей работе?
Публикация «Использование сопряжённой гимнастики как средство развитие речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольников, к внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Несмотря на то, что дети к подготовительной группе осваивают много различных пальчиковых игр, уровень их мелкой моторики оказывается, недостаточно сформирован. Зачастую требуется дальнейшее продолжение работы по коррекции звукопроизношения, по развитию графомоторных навыков. Возникает необходимость в поиске новых, незнакомых детям, интересных способов воздействия. Включение на занятиях с дошкольниками нетрадиционных форм проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий и наглядных средств помогает ребёнку концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу, облегчается овладение навыками письма.
Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т. д., можно использовать как психогимнастику или разминку. Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Перед каждым упражнением делаем с детьми разминку, состоящую из трех этапов
1. Самомассаж рук – начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой (надеваем перчатки, называя каждый палец). Далее проводится растирание ладоней друг об друга.
Су – джок терапия –дети перекатывают мячик – ежик между ладонями, потом по плоскости, вкруговую. Колечко су-джока левой рукой катать по очереди по правой, начиная с мизинца. К каждому упражнению используется небольшой стишок.
2. Артикуляционная гимнастика – «голодный хомячок» - втянуть щеки.
«часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
3. После разминки можно начинать сопряженную гимнастику.
Воспитатель произносит текст, а дети показывают руками и языком.
Для начинающих гимнастика состоит из одного предложения, например :
Мы шли, шли, шли
Землянику мы нашли.
Язык – движение языка вверх, вниз.
Руки – ходьба указательным и средним пальцами.
Далее усложняем.
Гимнастика из двух предложений.
«На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка».
Руки – соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.
Язык – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы.
«Кошка глазки закрывает, кошка спинку выгибает».
Руки – соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз.
Язык – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.
«Дятел»
Тук – тук – тук, постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой;
Рот и язык - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
Тук – тук – тук, наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;
Раздается чей – то стук.
Это дятел на сосне соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.
Долбит клювом по коре. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
Рот и язык – напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д-д»
Тексты подбираются с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми. Попутно ребёнок запоминает небольшие стихи.
Для более длинных упражнений используются опорные картинки.
--- «Маша поехала на поезде к бабушке».
Язык – губы вытянуть трубочкой.
Руки – пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать.
--- «У бабушки большой красивый дом».
Язык – кончик языка напряжённо прижат к нёбу.
Руки – пальцы рук «домиком».
«Под окнами – клумба с цветами».
Язык – язык свободно лежит на нижней губе.
Руки – кисти рук прижаты
---«По двору бродят пёстрые куры».
Язык – кончиком языка постучать в альвеолы.
Руки – подушечками указательных пальцев постучать по столу.
--- «Протяжно мычат коровы».
Язык – губы вытянуть трубочкой.
Руки – пальцы сжаты в кулак, выставляются вперёд только указательный палец и мизинец.
--- «На крыльце греется кошка».
Язык – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх.
Руки – упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.
Работая с опорными картинками, можно усложнять поставленные задачи в сопряженной гимнастике, например, поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, какие действия рук и языка они выполняли.
Затем наоборот, педагог показывает действия рук и языка, а дети показывают данную картинку.
Денотативное подкрепление каждого действия позволяют ребенку последовательно и легко передать содержание упражнения.
Итог: Я считаю, что на основании сопряженной гимнастики :
- У детей улучшается координация артикуляционного аппарата.
- Улучшается общая координация движений.
- Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость.
Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения. Так же может использоваться воспитателями в качестве разминки, организационного момента. Поскольку гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Я считаю, что поскольку сопряжённая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Используемая литература :
1. А. Колесников “Гимнастика мозга, или легкие способы развития ребенка”, Центорполиграф, 2019 г.
2. М. А. Поваляева “Сказки о веселом язычке” Ростов-на-Дону, Феникс, 2012 г.
3. Г. Е. Сычева “Опорные картинки для пересказа текстов” Выпуски 1,2,3. Книголюб,2017г.
4. С. И. Токарева “Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет. Игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика. ” Волгоград, Учитель 2012 г.
5. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова “Пальчиковая гимнастика” М, : АСТ: Астрель, 2015 г.