Мария Камчаткина
Использование тёмной сенсорной комнаты при работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог Камчаткина М. В.
Тёмная сенсорная комната – это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия с детьми разног возраста, с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: слуха, обоняния, осязания – и создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения.
Публикация «Использование тёмной сенсорной комнаты при работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорная комната позволяет выполнить следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:
- Релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей;
- Развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;
- Фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
- Повышение психической активности за счёт стимулирования положительных эмоциональных реакций;
- Развитие воображения и творческих способностей детей;
- Коррекцию психоэмоциональных состояний.
При отборе содержания для психологических, психолого – педагогических и психотерапевтических занятий с разными категориями детей учитываются:
- характер ведущей деятельности;
- ведущие мотивы и потребности человека в различные возрастные периоды;
- структура и степень выраженности нарушений развития и поведения;
- особенности развития интеллекта и коммуникативных навыков;
- уровень развития саморегуляции и самооценки.
Интерактивная среда тёмной сенсорной при работе с детьми дошкольного возраста предназначена для решения следующих задач:
- обучения на основе сенсорной стимуляции;
- социальной адаптации;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- активизации различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;
- стимуляции ослабленных сенсорных функций;
- развитие двигательных функций;
- создания положительного эмоционального фона.
При работе с детьми с ОВЗ тёмная сенсорная комната используется для :
- коррекции и развития познавательной деятельности;
- коррекции и развития игровой деятельности ;
- развития произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения;
- расширения жизненного опыта детей, обогащения их чувственного мира;
- релаксации всех органов чувств ребёнка;
- развития сенсорных способностей;
- стимуляции эмоционального, речевого, социального развития;
- проведения досуга.
Занятия в тёмной сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы. В интерактивной среде тёмной сенсорной комнаты осуществляется немедикаментозное воздействие, помогающее преодолеть нервное и психическое напряжение.
Таким образом, суть занятий в тёмной сенсорной комнате с детьми заключается в том, чтобы усилить влияние психологических факторов на повышение эффективности сенсомоторной деятельности и гармонизацию личности на всех этапах образовательной деятельности.
В статье использованы материалы Л. Б. Баряевой, А. И. Титарь.