Вишнякова Елена Николаевна
Использование слого-буквенных схем для профилактики и коррекции дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
роблема дисграфии в настоящее время стоит очень остро. Причин этому много, и по этой теме написано немало научных трудов. Существует несколько теорий классификации дисграфии по различным видам. Некоторые виды (например, оптическая дисграфия) встречаются редко, обычно у двух-трёх детей на параллели. Но такие виды дисграфии, как акустическая и дисграфия на почве несформированности навыков языкового анализа и синтеза очень распространены. Кроме того, эти два вида дисграфии обычно встречаются у одного и того же ребёнка. Проявляется данный вид дисграфии в пропусках, перестановках, вставках букв, слогов, слов; в нарушении границ предложений; в слитном написании предлогов и раздельном написании приставок и т. д. На начальном этапе обучения такой вид дисграфии проявляется в пропуске гласных, и при отсутствии коррекционных занятий эти ошибки становятся стойкими.
Публикация «Использование слого-буквенных схем для профилактики и коррекции дисграфии» размещена в разделах
Нам хочется рассказать о простом и достаточно эффективном приёме профилактики этого коварного нарушения. Мы говорим именно о профилактике, т. к. увидеть возможные проблемы логопеду удаётся даже при первичном обследовании будущего первоклассника. Простучать ритм, повторить ряд чисел, назвать по порядку времена года, дни недели, ребёнку «группы риска по дисграфии» удаётся с трудом. Объяснить это обыкновенным незнанием, скажем дней недели, тоже нельзя, т. к. гармонично развивающийся ребёнок дошкольного возраста обязательно задаё т вопросы: «А потом? А после этого? А после, после этого?» Говоря научным языком, у ребёнка наблюдаются нарушения сукцессивных функций (отношений порядка).
Коррекционная работа начинается с традиционных упражнений с пальчиками (последовательности, отстукивании ритмов, выкладывании узоров и т. д.
1 Приём работы со звуковыми линеечками, когда ребёнок показывает количество звуков в слове закрашиванием кружков, позволяет логопеду сразу выявить детей, которые будут пропускать гласные. При подсчёте звуков в словах такие дети обычно называют на два-три звука меньше, т. к. гласные они подсчитывают вместе с согласными.
2 Известны различные приёмы обучения делению слова на слоги : прохлопывание, протопывание, «маятник». Нами обычно используется приём рисования дуг в воздухе.
3 Затем эти дуги мы переносим на доску. Через несколько занятий вписываем в дуги гласные и ставим ударение. Вписывание букв позволяет первоклассникам понять и прочувствовать слогообразующую роль гласного. Во втором классе слого - буквенные схемы мы рисуем иначе. И этот переход для детей не очень заметен.