Наталья Тихонова
Использование синквейна в работе с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления знаний о профессиях
Использование синквейна в работе с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления знаний о профессиях.
Цель: добиться более глубокого закрепления знаний о профессиях, научить воспитанников кратко и точно обобщать материал, используя приём синквейна.
Актуальность: синквейн способен развивать творческие способности дошкольника, повышает интерес к изучаемой теме; учит анализировать, выделять главное.
Публикация «Использование синквейна в работе с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления знаний о профессиях» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования и нашего детского сада. Сегодня в речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить связный рассказ, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
В то же время, принятие ФГОС требует от педагога использование в образовательной деятельности более глубокого продумывания методов и приёмов.
Одним из инновационных методов как раз и является синквейн. Он имеет неоспоримые плюсы:
1. Открывает новые интеллектуальные возможности;
2. Гармонично вписывается в образовательную работу;
3. Способствует обогащению и актуализации словаря;
4. Благоприятно влияет на все психические процессы (память, мышление, воображение)
4. Используется для закрепления изученной темы;
5. Является игровым приёмом.
Так что же такое синквейн?
Это пятистрочное нерифмованное стихотворение, составленное по определённой схеме.
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – предложение из 4 слов по теме.
5 строчка – одно слово, обычно существительное. Слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы.
Схематично это выглядит вот так.
И детям работать по такой схеме очень удобно.
Мы использовали метод синквейна в работе по закреплению у детей знаний о профессиях. Это оказался очень интересный опыт.
Ранняя профориентация дошкольников – модная тенденция современного образования. Мы не можем заставить детей выбрать сейчас профессию раз и навсегда, но в наших силах дать детям первоначальные знания, заинтересовать, познакомить с различными профессиями.
Нам было удобно привязать изучение профессий к лексическим темам.
Например, тема «Хлеб» - хлебороб, тракторист, мукомол, пекарь.
Тема «Осень» - дворник.
Тема «Птицы» - орнитолог.
Тема «Одежда, обувь» - закройщик, швея, обувщик и пр.
Работа выстраивалась так :
1. Знакомство детей с профессией (чтение, рассказ, интервью, диалог).
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, показ слайдов.
3. Составление синквейна по схеме, с помощью вопросов: Кто/что, Какой/какая, Что делает?
4. Чтение готового синквейна детям.
5. Оформление синквейна графически.
Что значит графически? Нам хотелось сохранить наш опыт, наши синквейны, собрать коллекцию этих необычных стихов. И мы придумали «Книгу профессий в синквейнах» (Приложение 1).
Яркая книга, сделанная своими руками. Дети помогали вырезать, клеить, раскрашивать. Потом с интересом смотрели странички, вспоминая то, что мы с ними изучили.
Конечно, мы были готовы к тому, что не всем детям понравится составлять синквейны, потому что эта работа требует размышления, концентрации внимания, памяти, умения выражать свои мысли, подбирать слова описания и слова признаки.
Но большинство детей активно включались в работу. Весело обсуждали, спорили, придумывали кто слова, кто предложения. Каждый сочиненный синквейн заканчивался торжественным зачтением вслух и аплодисментами детей.