Екатерина Скрижалина
Использование РППС «Фиолетовый лес» в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ценность детства как целостного, значимого периода в развитии личности человека – неоспорима. Познавая жизнь через игру, ребёнок учится осознавать себя и окружающих, взаимодействовать с миром. Врождённая детская любознательность открывает для педагога возможность вовлекать ребёнка в познание естественным образом, без принуждения и навязывания текущих образовательных задач.
Темочки:
- Воскобович, В.В. Игры, пособия, занятия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
Используемая в образовательном процессе предметно-пространственная среда – это то, на чём, во-первых, фокусируется детское внимание. В настоящее время у педагогов большой выбор готовых развивающих игрушек и игр, ярких, звучащих, интерактивных, с одной стороны, удовлетворяющих потребность ребёнка в новизне, а с другой, быстро надоедающих, слишком дорогих или не удобных в использовании с большой группой детей в условиях детского сада. Фактически педагог постоянно находится в поиске такой универсальной многокомпонентной системы, которая была бы одновременно интересной, привлекательной, разнообразной, комфортной (не требующей сложных правил и ограничений при манипуляциях с ней, легко трансформируемой и при этом максимально содержательной.
Развивающая игровая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», созданная Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем, представляет собой такую уникальную среду, которая воплощает все требования, предъявляемые к РППС по ФГОС ДО. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, в том числе двигательной активности и проектирования ребенком индивидуального пространства. Будучи познавательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной, трансформируемой и безопасной средой, «Фиолетовый лес» позволяет решать следующие образовательные задачи:
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие познавательных процессов;
- развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие речи, в том числе аргументированной и доказательной, освоение приёмов досказывания и пересказывания.
Развивающая среда представляет собой ковролиновую основу для жёсткого крепления к стене общей площадью 1,0 м на 1,25 м или 1,5 м на 2,5 м с модульными элементами, крепящиеся к основе с помощью липучек. Предназначена для детей от 3 до 7 лет.
Сказочная канва технологии, предложенной В. В. Воскобовичем, превращает ребёнка из наблюдателя в непосредственного участника предлагаемых событий, формируя у него устойчивый эмоциональный отклик. Слушая сказку, которую рассказывает участливый взрослый, дети не только впитывают синтаксический строй родного языка, знакомятся с его образностью и мелодикой, но и сами становятся частью сказочного мира, одушевляя всё вокруг, подчиняясь древним законам сказывания: слабому – помоги, с нуждающимся – поделись, злу – не уступай.
Почему лес Фиолетовый?
В методических рекомендациях к пособию можно найти описание различных координат этого удивительного мира: Поляна Золотых плодов, озеро Айс, Страна Муравия, Чудесная поляна. Мы знакомимся с героями: малыш Гео, королева Мурана, Радужные гномы, Незримка Всюсь и другие. Автор знакомит наш с малышом Гео, проводит его через приключения, обучая и воспитывая вместе с ним и маленьких зрителей. Это миры и герои, которых придумал В. В. Воскобович, но каждый педагог и каждый ребёнок может стать творцом своего собственного мира, ведь перед нами пособие с открытой архитектурой.
«Фиолетовый лес» может использоваться в разных видах детской деятельности:
- в игровой деятельности при проведении дидактических игр («Что лишнее?», «Найди ошибку», «Назови три предмета», игр-путешествий;
- в познавательно-исследовательской деятельности (при обсуждении проблемных ситуаций);
- в коммуникативной деятельности (взаимодействие с детьми и взрослыми, досказывание историй, пересказ)
- в конструировании.
Эта среда незаменима в свободной деятельности взрослого и ребёнка, в самостоятельной деятельности детей, в ходе непосредственной образовательной деятельности.
Методические рекомендации предлагают различные игровые ситуации, в которые органично интегрированы все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое.
Один из критических аргументов, который можно встретить в обзорной литературе, это «чрезмерная фантазийность» предлагаемых В. В. Воскобовичем задач. Попробуем разобраться на примере игровой ситуации «Ветер в фиолетовом лесу».
В ходе занятия детям нужно украсить деревья уже опавшими листьями, пересчитывая их и/или сопоставляя цвета. Первое, что предлагают дети – снова повесить листочки на ветки. Но можно ли так поступить в настоящем лесу? Довольно быстро дошкольники приходят к мысли, что следует не просто «вернуть» листья на ветки, а сделать из них гирлянды. Можно ли повторить это задание в реальности? Можно! Живое общение безусловно стимулируется возникающими в ходе занятия проблемными ситуациями, открывает перед детьми и педагогом возможность для совместного поиска решений. Таким образом, сравнивая реальный и сказочный мир, мы не только направляем детскую фантазию, но и помогаем ребятам совершить собственный интеллектуальный прорыв, что гораздо важнее готовых ответов.
Наши сказочные звери будут утеплять норки, ложиться в спячку. Птицы – улетать в тёплые страны, насекомые – устраиваться на зимовье в дуплах деревьев. Используя подручные материалы (например, ватные диски, мы можем превратить осень в зиму, легко украсить Лес к празднику и многое другое. Дети охотно включаются в сотворчество, рисуют своих героев, придумывают квесты. Благодаря простоте исполнения и использования, дошкольники могут применять эту среду в самостоятельной деятельности без «надзирающей» фигуры педагога.
«Фиолетовый лес» помогает научиться считать, сравнивать, вспоминать вежливые слова, учит экологичному отношению к природе, помогает закреплять зрительный образ букв и цифр, развивать наблюдательность, логику, создавать узоры, развивает чувство прекрасного, речь, эмпатию, помогает совершенствовать основные виды движений (ходьба, прыжки на одной и двух ногах) вместе с героем Незримкой. Это уникальная многофункциональная развивающая сенсорная среда, построенная на основе игрового обучения. Вовлекая ребёнка в мир воображения, моделирования собственного комфортного пространства, творимая на наших глазах сказка позволяет почувствовать себя полноценным субъектом удивительной реальности, открывающей дорогу в мир познания и творчества.