Светлана Травкина
Использование рифмованных фраз на разных этапах физкультурных занятий.
▼ Скачать + Заказать документы
Я считаю, что только радость движения и общения с педагогом и детьми поможет ребенку достичь более высокого уровня в своем развитии. Дети нашего детского сада с удовольствием занимаются физкультурой. Вы спросите: «Почему?» А потому, что на наших занятиях любое движение сопровождается стихотворной рифмой. Ее использование помогает закреплять у детей двигательные умения и навыки в наиболее привлекательной для них игровой форме. У ребят на занятиях отсутствует чувство скованности и эмоционального напряжения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рифмы, учимся рифмовать
- Физическое развитие, спорт
- Физкультура. Конспекты занятий по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
На своих занятиях я учитываю недельную тематику воспитательно-образовательного процесса всего детского сада. В содержательном плане – это подбор упражнений, объединенных общим замыслом. Умело подобранные стихотворения помогают настроить детей на определенную тему занятий. Стихотворные рифмы я использую на занятиях с детьми всех возрастных групп, начиная с младшего дошкольного возраста.
А сейчас я расскажу вам, как можно использовать рифмованные фразы на разных этапах занятия.
Любое физкультурное занятие начинается с занимательной разминки
1. Ты шагай, ты шагай, ноги выше поднимай!
Мы пойдем по дорожке, веселей стучите ножки!
Раз-два, раз-два, выше голова! (Ходьба друг за другом)
2. Вот пошел снегопад, снегу каждый очень рад,
На носочки мы встаем, тихо-тихо все идем. (Ходьба на носках)
3. Мы идем с тобой на лыжах, снег холодный лыжи лижет. (Имитация ходьбы на лыжах)
4. По снегу петляет зайка, влево скок и вправо скок,
Ты его, лиса, поймай-ка, убежит он со всех ног. (Прыжки вправо-влево, продвигаясь вперед)
5. Холодно в лесу зимой, побежали мы домой,
С бегом будет веселее, с бегом будет нам теплее! (Бег)
Занимательная разминка в стихотворной форме разогревает мышцы ребят, подготавливая их к выполнению общеразвивающих упражнений. Она создает положительный настрой на все занятие.
Переходим к общеразвивающим упражнениям.
При составлении комплексов ОРУ я учитываю возрастные особенности детей, подбираю имитационные упражнения или упражнения игрового характера, соответствующие теме.
Комплекс ОРУ с гантелями
Раз, два, три, четыре – будем всех сильнее в мире,
Будем в цирке выступать, бегемотов поднимать (гантели вверх – к плечам)
Силачи мы, силачи, в руках будто кирпичи,
Мы их на пол не бросаем, а к плечам их прижимаем (гантели в стороны)
Эй, дружочек, ты не стой! Слон качает головой,
Раз, два – не ленись, ну-ка ниже наклонись! (наклоны в стороны, гантели скользят по ногам)
При выполнении общеразвивающих упражнений мы с детьми используем различное физкультурное оборудование, к которому я подбираю соответствующий лексический материал.
Комплекс ОРУ «Колобок» (с малым мячом)
1. Жили-были дед и баба на полянке у реки
И любили дед и баба на сметане колобки. (Наклоны головы)
2. Хоть у бабы мало сил, баба тесто замесила,
Колобок она слепила. (Наклоны вперед)
3. Ну а маленькая внучка колобок катала в ручках. (Катание мяча в ладонях)
Комплекс ОРУ «Самосвал» (с плоским обручем)
1. «Буксовал он, буксовал, еле вылез самосвал» (Лежа на полу, сгибать-разгибать ноги в коленях)
2. «Самосвал сигналит громко: «У меня в пути поломка!» (Прыжки на 2-х ногах)
При выполнении упражнений ребенок проговаривает доступный стихотворный текст, что способствует развитию речи ребенка и обогащению его словарного запаса.
Следующий этап нашего занятия – основные виды движений. Желательно, чтобы и они сопровождались рифмованными фразами, благодаря которым движения ребенка становятся более координированными.
Основные виды движений
1. Ходьба «Раки»
Выше корпус поднимаем, и, как раки, мы шагаем.
Раки, раки, раки на хромой собаке, а за ними кот задом наперед.
2. Прыжки из обруча в обруч
Прыг-скок, прыг-скок, приземляйся на носок!
3. Отбивание мяча.
Эй, дружочек, не зевай, дружно мячик отбивай,
Чтобы прыгал и скакал, четко в руку попадал!
Ну и наконец, самый любимый для дошкольников момент физкультурного занятия – подвижная игра. Использование стихотворной рифмы в подвижных играх формирует коммуникативные навыки, познавательные способности, развивает двигательную активность. Названия некоторых игр мы придумываем сами вместе с детьми, используя образные сравнения, например: «Сердитый кот», «Каменный лев», «Ленивый поросенок», «Спящий медведь». Это позволяет экономить время на объяснении и увеличивает моторную плотность занятия.
Подвижная игра «Каменный лев»
Лев из камня любит спать, будем годы мы считать,
Год спит, два – спит, двадцать лет подряд храпит.
Как пройдет сто пятьдесят, будет он ловить ребят!
А теперь восстанавливаем дыхание и переходим к играм малой подвижности, которые развивают дыхательную систему, все виды моторики. К ним относятся: самомассаж, игры на внимание, дыхательная и зрительная гимнастика, пальчиковый игротренинг. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям.
Игры малой подвижности
Дыхательная гимнастика
Подуем на плечо, подуем на другое,
Нас солнце горячо пекло дневной порою.
Подуем на живот, как трубка, станет рот.
А теперь на облака – и остановимся пока.
Самомассаж «Снегири»
1. Ра-ра-ра, посмотри-ка, детвора! (Массаж лба)
2. Ря-ря-ря, взошла красная заря. (Массаж ушей)
3. Ре-ре-ре, растет рябина на горе. (Массаж носа кулачками)
4. Ри-ри-ри, клюют рябину снегири. (Массаж щек пальчиками рук)
Это не просто массаж биологически активных зон, но и закрепление чистоговорок из звуковой культуры речи.
Уважаемые коллеги! Используйте в своей работе рифмованные фразы! Уверена, что от этого ваши занятия станут более яркими и интересными!