Наталья Данилова
Использование различных видов детской деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование различных видов детской деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. "
Воспитатели группы "Солнышко" МБДОУ №9 "Колосок" : Данилова Н. В., Шатравина О. Ю.
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Публикация «Использование различных видов детской деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие.
Для достижения поставленных задач составляем план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы.
Примерный перечень мероприятий и тем НОД, предусмотренный планом, приурочен к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность в соответствии с возрастом детей.
Планирование данной работы проводим по следующим темам:
- «Моя семья»,
- «День матери,8 марта»,
- «День защитника Отечества»,
- «Донской край – казачий край»,
- «Не государство – Российская федерация»,
- «Космос»,
- «День Победы».
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляем во время праздников, развлечений.
Работа по нравственному воспитанию нами проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинаем работу по патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В своей работе используем различные технологии : Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий,
способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе.
В работе с детьми используем разнообразные методы и формы с учётом возраста детей.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
В группе создан ПАТРИОТИЧЕСКИЙ УГОЛОК, который постоянно обновляется.
- художественная литература;
-тематические папки;
-символика нашей страны и города (герб, флаг и т. д.)
- макет казачьего подворья
- куклы в национальных костюмах, дидактические игры
- художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.
- фотоальбомы;
- аудио-видео записи
- слайды, презентации.
Наш центр патриотического воспитания может передвигаться, мы можем задействовать его в различных видах деятельности : двигательной, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной. В продуктивной деятельности мы наш уголок патриотического воспитания превращаем в уголок детского творчества.
Патриотическое воспитание осуществляться в тесном взаимодействии с родителями.
В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными.
В данном вопросе родители стали нашими непременными участниками, оказывают помощь в сборе материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных традиций.
Мы вовлекаем родителей в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости.
«Моя семья»
В своей работе убеждаем детей, что любовь к Родине начинается с малого – с любви и уважения к матери, родным, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения. Работа по этой теме помогает детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
«День матери, 8 марта»
Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим с детьми к Международному Дню 8 марта, к Дню матери. Вместе с детьми изготавливаем подарки, открытки, организовываем выставку рисунков: “Мамочка любимая моя”, проводим праздник, снимаем для мам и бабушек, сестричек на видео и в праздничный день выкладываем в группе в Ватсап или на Ютуб поздравление.
«День защитников Отечества»
Знакомим детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск. обязательно обобщаем, что наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.
«Донской край-казачий край»
Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, природным своеобразием родной станицы, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своей малой Родине.
Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, станице – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Приобщаем к народным праздникам и традициям с учетом регионального компонента, ведь это важная особенность патриотического воспитания детей.
Участвуем с детьми в народных праздниках: “Сороки ”, “Масленица”, “Пасха”, «День рождение казачьего Деда Мороза». В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских и казачьих обычаях, традициях.
«Наше государство – Российская Федерация»
В ходе работы над темой, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название.
Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города. Изучали животных проживающих на территории Р. Ф.
Изучали гжельскую роспись, хохлому, дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России.
Ежегодно проводим с детьми праздники : «День независимости России»,
«День народного единства»,
ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПАТРИОТИЗМА - ВОСПИТАНИЕ
ЛЮБВИ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ НА ПРОГУЛКАХ И ЭКСКУРСИЯХ
«День рождение Земли».
Принимаем участие в экологической акции: «Собери макулатуру – спаси дерево», где родители также принимают активное участие.
«Космос»
История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.
«Этот день Победы»
Очень большая работа проводится к Дню Победы, формируем представление о героизме, воспитываем у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.
В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок “Мы помним…” : родители приносят фотографии родных, участников ВОВ.
Интересно прошел конкурс чтецов, посвященный Дню Победы, конкурс рисунков. Организуем праздники героико-патриотической тематики, одновременно стараемся учить и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют в военных, поют военные песни.
С удовольствием и трепетом приняли участие в областном конкурсе.
Принимаем участие в ежегодной акции «Георгиевская лента».
Акция «Окна победы.»
В своей работе для формирования нравственно-патриотических чувств детей начиная с младшего дошкольного возраста, мы активно используем театрализованную деятельность.
Данный вид деятельности – благодатная почва для формирования социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка и каждое другое литературное произведение, которые, как известно, являются основой для игр-драматизаций и тому подобных театральных постановок дошкольников, созданные для детей, всегда имеют морально-нравственную направленность, в них звучат темы доброты, смелости, дружбы.
Театрализованная деятельность дает возможность понять окружающий мир не только умом, но и сердцем, выразить собственное отношение к категориям «добро» и «зло», «верность» и «предательство», эта деятельность формирует в детях представление о любви: к родным людям, к друзьям, любви к Отечеству.
Воспитать патриота своей Родины – это ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы. И как сказал В. В. Путин: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».
ВЫВОД
Воспитание патриотических чувств у детей – процесс сложный и длительный, и мы надеемся, что смогли зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей стране, своему народу, своей Родине.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме, поскольку считаем, что – патриотизм главная черта народа, он помогает воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру.
И от нас взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.