Марина Култаева
Мастер-класс для воспитателей «Дидактическая игра «Что? Где? Куда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов с дидактической игрой, показать способы её применения как для индивидуальной работы с детьми, так и в ООД дошкольников.
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическую игру «Что? Где? Куда?» Цель игры: формировать умение группировать предметы по их назначению.
Задачи: закрепить обобщающие понятия: «одежда, обувь, головные уборы», «посуда», «продукты»; расширять и обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, память, умение обосновывать свой ответ; воспитывать устойчивый интерес к игре, желание узнать что- то новое.
Материал и атрибуты: нам понадобиться три макета: «Шкаф», «Холодильник», «Буфет». Их можно изготовить самим (как у меня, а можно использовать покупную детскую игрушку. У этой игры три части. Итак. 1 часть: «Неопознанный холодильник» (показываю макет холодильника и карточки с продуктами. Игра на липучках)
С помощью этой игры дети закрепляют названия уже знакомых продуктов (сыр, мясо, молоко и т. д., и знакомятся с новыми, такими как пицца, гамбургер и т. п. Кроме того, дети научаться ориентироваться «в недрах» холодильника: полочки, ящики, морозильная камера, ячейки в дверце холодильника. Они научаться правильно хранить продукты в холодильнике: свежее мясо, рыба, сало, курица – хранится в морозильной камере, колбаса и сыр – на полочках, свежие овощи и фрукты в ящичках. Словарь детей обогатиться такими фразами, как верхняя полка и нижняя полка, дверца холодильника. В дальнейшем дети могут различать и сортировать продукты: на молочные, мясные, хлебобулочные. Также знакомим детей с полезными продуктами и вредными продуктами, вводим понятия «холодные продукты» (мясо, мороженое, рыба) и «горячие продукты» (кофе, сваренная каша или суп, которые нельзя ставить в холодильник, пока они не остынут. Дети узнают, что можно хранить, а чего не нужно хранить в холодильнике (крупы, семечки, конфеты).
2 часть: «Таинственный буфет» (показываю макет буфета и карточки с посудой. Игра на липучках)
В этой части дети узнают, что такое буфет? Для чего он нужен? И что можно в нём хранить? Также познакомятся с его составными частями: верхний отдел (хранится посуда, средний отдел или ящики (столовые приборы и т. п., нижний отдел (крупы, бытовые приборы, кухонная утварь). Закрепляются понятия: «посуда», «столовые приборы». Сначала самое простое: тарелки, вилки, ложки, кружки. Затем мы пополняем словарь детей более сложными, такими как: салатница, конфетница, супница, сахарница, солонка и т. п. Знакомим детей с кухонной утварью: дуршлаг, ситечко, скалка, прихватки и т. д. Играя в эту игру у детей развивается зрительная память, мышление, развивается мелкая моторика рук, пополняется и обогащается словарный запас, развивается связная речь.
3 часть: «Загадочный шкаф» (показываю макет шкафа и карточки с одеждой, обувью и головными уборами.
Шкаф для хранения одежды всегда для детей был и остаётся загадкой. Ведь в нём помещается столько вещей и одежды всех членов семьи, а найти нужную вещь может только мама. Но эта игра поможет с ориентироваться малышу и быстро найти необходимую вещь, если ребёнок будет знать элементарные правила расположения вещей в шкафу: вверху хранятся головные уборы, внизу – обувь, на полках вещи небольшие по размеру – штаны, шорты, футболки и кофты, в ящиках – носки, трусы, майки, также могут хранится аксессуары (пояса, ремни, на вешалках висят – платья, костюмы, брюки, блузки и т. п. Если в начале у малыша был скудный запас слов по теме «одежда», то играя в эту игру, словарный запас пополняется новыми и более сложными словами. В начале ребёнок говорил просто кофта, но постепенно его словарь обогащается такими словами, как полувер, джемпер, свитер, кардиган. В словарь ребёнка входят такие понятия, как «головные уборы», «обувь». Дети узнают, что головным убором считается не только шапка, но и пилотка, берет, бандана, бейсболка. А обувью считаются не только сапоги и ботинки, но и кеды, кроссовки, валенки, угги, туфли, калоши. Постепенно дети начинают различать одежду по сезонам (зимняя, летняя, демисезонная, домашнюю и праздничную, женскую, мужскую и детскую. А ещё узнают, что бывает одежда для сна (пижамы и сорочки, бывает рабочая одежда и спецодежда.
Вывод: Подводя итог нашей презентации - дидактическая игра «Что? Где? Куда? – это «Что?» - что за предмет, «Где?» - где его можно хранить, «Куда?» - куда его конкретно можно положить или поставить. Эта игра даёт детям большие знания, умения и навыки. Она очень занимательная, соответствует основным задачам воспитания и обучения детей. Обучая и играя, мы прививаем КГН, а также пропагандируем ЗОЖ. Эта игра для всех возрастов дошкольного периода. В неё можно начинать играть с двух лет (от самого простого) и постепенно усложняя, продолжать играть во всех возрастных группах детского сада.
А наша презентация подошла к концу. Я надеюсь что вам понравилось и вы будете использовать эту игру в своей работе. Всего вам доброго. Спасибо за внимание!