Ирина Петухова
Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебная пуговица
Сказка про беззаботную пуговицу
Жила-была беззаботная пуговица. Она и пять ее сестриц все время
путешествовали. Когда маленькую Машеньку вели в детский сад, пуговицы
отправлялись вместе с ней, ведь они были пришиты к ее малиновой
кофточке. Пуговицы считали себя очень красивыми. Они с удовольствием
показывали себя всему свету и очень любили, когда кто-то говорил
Машеньке: «Какая ты нарядная, какая у тебя милая кофточка, ну а пуговички
Публикация «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Услышав похвалу, пуговицы сияли. Вечером, когда Машеньку забирали из
садика, пуговицы не хотели застегиваться. Это они вредничали, потому что
мечтали поболтать с пуговицами, пришитыми к одежде других детей. «Ну
же, пуговички, застегивайтесь!», - уговаривала тогда их Маша, осторожно
касаясь пальчиками каждой пуговички-сестрички.
Наша беззаботная пуговица была любительницей путешествий. Она совсем
не боялась потеряться и очень хотела повидать мир.
Однажды она так размечталась, что оторвалась от кофточки и покатилась
прямо по дороге. Маша не заметила пропажи и уходила все дальше и дальше.
Пуговица испугалась, что больше никогда не увидит своих сестриц, но она
уже не могла остановиться. Быстро катилась пуговка, а вокруг мелькали
камешки, листья, травинки. И вот пуговица упала и уставилась на небо.
По небу плыли чудесные золотистые облака, пуговица засмотрелась на них и
забыла про то, что она потерялась и осталась совсем-совсем одна. Мимо
проползла божья коровка, но пуговица не обратила на нее никакого
внимания, так она была увлечена облаками.
Но вот облака из золотых стали розовыми, а потом синими. Наступил вечер,
Пуговица потеряла всю свою беззаботность, ей стало страшно и одиноко.
Она вспоминала о чудесной малиновой кофточке и о том, как хорошо ей
жилось вместе с сестричками. «Никогда больше не буду отрываться! Хочу
домой!», - загрустила пуговица. Вдруг она услышала знакомый звонкий
голосок. «Нашлась, нашлась наконец-то!», - закричала Маша и подняла
Над городом поднялась луна, таинственно шептал в травинках ветер. А
довольная пуговица лежала в теплом кармашке и думала о том, как ее
пришьют крепкими нитками обратно на свое место.
Игровая программа «Необычный обычный предмет»
Здравствуйте. Главной героиней нашей сегодняшней игровой программы
будет пуговица. Да-да, не удивляйтесь. Именно, пуговица!
(Достает из кармана большую пуговицу.)
Этому замечательному предмету поэт Роман Сеф посвятил свои стихи:
Висит, скучает пуговка – спокойно ей живется.
Не замечают пуговки, пока не оторвется.
Я прошу хлопнуть в ладоши тех из вас, у кого на одежде есть пуговицы.
Хлопают те, у кого есть на одежде разноцветные пуговицы.
Хлопают те, у кого есть на одежде белые пуговицы.
Хлопают те, у кого оторвалась хоть одна пуговка.
Хлопают те, кто сам умеет пришивать пуговицы.
(Ребята хлопают.)
Раньше о знатности и достатке человека судили по количеству пуговиц. Вот
почему на богатых старинных одеждах их зачастую больше, чем петель. Так,
король Франции Франциск I распорядился украсить свой серый бархатный
камзол 13600 золотыми пуговками.
А у кого из вас самое большое количество пуговиц.
(Ведущий выбирает трех игроков.)
Прошу каждого из вас поместить пуговицу на локте согнутой руки, затем
разогнуть руку и поймать пуговицу. Вот так.
(Ведущий показывает.)
У меня (не) получилось. А у вас?
(Проходит игра.)
Видите, как простая пуговка помогает проверить вашу реакцию.
(Ведущий обращается к игрокам.)
Пока я трижды пытаюсь поймать пуговицу, прошу каждого из вас набрать
себе команду еще из трех игроков и встать в шеренгу – лицом к зрителям.
(На игровой площадке собираются три команды.)
Каждой команде я вручаю по огромной пуговице.
(Выдает реквизит.)
По моему сигналу первый игрок кладет на свой указательный палец
пуговицу и передает ее соседу, тоже на указательный палец и т. д. Главное в
нашей эстафете - не уронить пуговицу, которая пройдет через указательные
персты всех игроков команды в обе стороны: слева – направо и обратно.
Команда, у которой упадет пуговица – получает штрафное очко. Внимание!
Начинаем!
(Звучит инструментальная мелодия. Проходит игра.)
Продолжаем игру. Заменяем большую пуговицу на меньшую.
(Звучит инструментальная мелодия. Проходит игра.)
А теперь меняем на самую маленькую пуговку.
(Звучит инструментальная мелодия. Проходит игра.)
Прошу поприветствовать победителей пуговичной эстафеты. У них всех
меньше штрафных очков. Им – призы!
(Зрители аплодируют. Ведущий награждает победителей.)
Занимайте самые почетные места, среди участников нашей программы.
(Игроки уходят с игровой площадки.)
Прошу вновь обратить свои взоры на пуговицы вашей одежды. У кого из вас
самое большое разноцветье пуговиц. Поднимите руки, у кого три цвета. А у
кого четыре? Есть среди вас, у кого пуговицы пяти цветов? А шести?
(Ведущий выбирает трех игроков, которых приглашает на игровую
площадку.)
Прошу обратить внимание на вот этот мешочек. (показывает) В нем
находятся три пуговицы разных цветов : красная, синяя и зеленая. Предлагаю
каждому из вас угадать, какого цвета пуговицу вы достанете из мешка. Тот, у
кого получится – продолжает нашу игру.
(Проходит испытание. Правильно отгадавшие цвет пуговицы, остаются на
площадке, не угадавшие – возвращаются на свое место. Ведущий в центре
площадки ставит стул, на него кладет шляпу.)
Попробуйте с трех шагов попасть пуговицей в шляпу.
(Звучит музыка, проходит игра.)
А теперь попадите с пяти шагов.
(Звучит музыка, проходит игра.)
А с семи шагов?
(Звучит музыка, проходит игра.)
Самым точным оказался… (представляет игрока, вручает приз.)
Предлагаю победителю для следующей игры выбрать среди зрителей трех
человек.
(Победитель по метанию пуговиц выбирает игроков.)
А если еще раз забросить пуговицу в шляпу с трех шагов, но через спину.
Рискнете?
(Звучит музыка, проходит игра.)
Я прошу поприветствовать самого меткого метателя пуговиц вслепую. Это…
(Представляет игрока)
Ему вручается приз.
(Награждение.)
Сейчас вас – четверо. Это значит, что мы смело, можем разделиться на две
команды. Встаньте парами напротив друг друга. Мы будем бросать пуговицы
из рук в руки, при этом каждый раз расходимся на шаг назад друг от друга.
Победит команда, у которой не упадет пуговица и будет большее расстояние
между игроками.
(Звучит музыка, проходит игра. Победителям – призы.)
Всем спасибо за игру.
(Игроки возвращаются на свои места.)
И вновь мы обращаемся к заветному мешочку, в котором, как вы знаете,
находятся пуговицы. Я прошу вас определить на слух – сколько пуговиц в
нем.
( Проходит аукцион по принципу: больше – меньше.)
Верно! В мешочке - … пуговиц. Победителя аукциона прошу подойти ко
мне. Ты сам себе когда – нибудь пришивал пуговицы? (Ответ – нет.)
Сегодня у тебя будет такая возможность. (Ответ – да.)
Мы в этом сейчас убедимся. Раз у нас игра, значит нужно выбрать тебе
соперника. Им станет тот, кто первым угадает, сколько на твоей одежде
пуговиц. Встань за мной и пересчитай свои пуговицы. Скажи мне шепотом
на ухо - сколько их у тебя.
(Игрок выполняет задание.)
Прошу зрителей угадать количество пуговиц у этого игрока.
(Проходит аукцион. Выигравший выходит к ведущему.)
Задание уже всем известное - кто быстрее и прочнее пришьет
пуговку. (шнуровка)
Вы готовы? Брейк!
(Звучит музыка, проходит игра.)
В этом нелегком состязании победил… (называет имя победителя)
Ему приз и аплодисменты.
(Награждение. Ведущий обращается к проигравшему.)
В моем кулаке несколько пуговиц. Угадай, чет или нет?
(Если игрок угадал, ведущий отдает ему пуговицы из кулака. Если не угадал,
меняет количество пуговиц и снова обращается к одному из зрителей. Таким
способом ведущий набирает несколько игроков.)
Каждому игроку я добавляю еще по 5 штук пуговиц. Игрок берет и зажимает
в кулаке несколько пуговиц, вытягивает его в направлении другого игрока и
спрашивает: «Чет или нечет?» Другой игрок отвечает, если угадал - забирает
себе, если не угадал – отдает свои, столько же, сколько было зажато в руке у
первого игрока. Играем до тех пор, пока один из вас не накопит 10 пуговиц.
(Звучит музыка, проходит игра. Победителю – шкатулка для пуговиц.)
Наша программа начиналась со стихов, которые придумал Романа Сеф.
Давайте из этих стихов придумаем песенку. Вы будете спокойно в ритме
вальса напевать: «Пуговка, пуговка». А я в это время напомню вам стихи про
пуговицу.
(Поет.)
Висит, скучает пуговка – спокойно ей живется.
Не замечают пуговки, пока не оторвется.
Ну вот, еще один обычный предмет стал необычным предметом внимания в
нашей игре. Всем всего доброго! До встречи!
Игры по сенсорике и дидактические игры
Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, овладению
счётом, закреплению знания формы, цвета и размера предметов. А ещё такие
игры развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию,
точность движений и внимание, математическое мышление (ребенок учиться
классифицировать, различать предметы по размеру, считать, эмоциональное
и творческое развитие.
Как играть с пуговицами?
Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц. Пусть они будут
маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями,
золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее
будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте
вместе с малышом пуговицы, рассказывайте, какого цвета пуговица, какого
она размера (большая-маленькая, посчитайте, сколько дырочек в пуговице
(две или четыре) и т. д.
1 Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей
руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где
спрятана пуговка.
2 Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда
много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по
одной пуговице. Можно усложнить задачу для деток постарше: пусть
ребенок расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.
3 Попросите разложить пуговицы по цветам : синие в одну сторону, зеленые
в другую, красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки:
в одну коробочку он будет собирать большие пуговицы в одну коробочку,
маленькие – в другую.
4 С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд, например:
синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность
(для детей 5-6 лет).
5 Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка
будет выше (для детей 3-4 лет).
6 А когда ребенок немного подрастет можно научить его пришивать
пуговицы.
7 Разложите пуговицы по кучкам : одна – пуговицы с двумя дырочками,
вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.
8 Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и
пластмассовые.
9 Если ваш малыш уже знаком с цифрами, то вам подойдет следующая игра:
нарисуйте различные цифры, пусть ребенок на против каждой выложит такое
же количество пуговиц.
10 Рисуем пуговицами картины.
11 Играем с машинками. Выкладываем из пуговиц дорожку, по которой
машина должна ехать. В кузов грузим пуговицы и перевозим «из пункта А в
пункт Б».
Игра «Забавная змейка»
Для этой игры понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок.
Предложите крохе нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая,
ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут
стимулироваться тактильные рецепторы. А меленькие модницы смогут
оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.
Игра «Больше — меньше»
Для этой игры подойдет прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и
пуговицы разного размера. Сделайте в банке три отверстия: маленькую,
среднюю и большую. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в
маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое. Для деток до
2 лет достаточно двух отверстий. Эта игра научит ребенка различать
предметы по размеру.
Пуговичная мозаика
Выкладывая из пуговиц узоры или фигуры, ребенок невольно овладевает
счетом. Такое развлечение превращается в полезное занятие! Но самое
интересное то, что пуговицы можно сгрести в кучу, пересыпать из руки в
руку, насыпать в стакан и погреметь как погремушкой.
Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша
начинает угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите
пуговицы. Таким образом, ребенку игра не надоест и с ней не будут связаны
только позитивные эмоции.