Папки-передвижки

Использование психолого-педагогических акций как эффективной формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи

Логвинова Анастасия
Использование психолого-педагогических акций как эффективной формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Использование психолого-педагогических акций как эффективной формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании, одной из составляющих воспитания в системе образования является семейное воспитание, направленное на формирование у детей ценностного отношения к семье и воспитанию детей [4, с. 26]. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь одной из важнейших особенностей процесса воспитания на уровне дошкольного образования называет реализацию принципа взаимодействия семейного и общественного воспитания [7, с. 33.].

Публикация «Использование психолого-педагогических акций как эффективной формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи» размещена в разделах

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Исследования Т. А. Беризиной, О. Леганьковой, О. Г. Ксенды позволяют утверждать, что эффективно организованное взаимодействие педагогических работников дошкольного образования с родителями - обязательное условие повышения психолого-педагогической культуры родителей [1;5;6]. Особая роль в этом отводится педагогу-психологу учреждения дошкольного образования.

Стремясь достигнуть своей базовой цели - охраны и укрепления психического здоровья воспитанников и анализируя проведение различных мероприятий психолого-педагогического просвещения родителей, я обратила внимания на низкую активность и недостаточный уровень мотивации родителей к активному взаимодействию с педагогами, получению психолого-педагогических знаний. Требуются значительные усилия для привлечения родительской общественности к участию в традиционных формах работы (консультациях, лекциях, родительских клубах, собраниях, семинарах-практикумах и других). Данный факт подвиг меня на поиски такого взаимодействия с родителями, которое позволяло бы им стать активными участниками в приобретении практических навыков и теоретических знаний, необходимых для воспитания разносторонне развитой личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Я предположила, что одной из эффективных форм работы с родителями в условиях учреждения дошкольного образования будут являться акции, которые отличаются оригинальностью, востребованностью, интерактивностью.

Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Основная цель проведения психологических акции: создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному психолого-педагогическому просвещению родителей через оптимизацию форм общения педагогов, родителей и педагога-психолога. Акции создают в учреждении образования определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние, которое способствует сближению всех участников. Особенности акции: ненавязчивость и творческий подход в проведении; комплексность приемов и методов работы; широкий охват родительской общественности и индивидуальная направленность на каждого участника.

Акция, как и любая форма работы с родителями, имеет свой алгоритм подготовки, создания и проведения. На начальном этапе работы я определила примерную тематику акций в условиях учреждения дошкольного образования. На основе определенной тематики, результатов изучения запросов родителей и годовых задач нашего учреждения, был разработан перспективный план использования различных акций в учреждении дошкольного образования на весь учебный год. При разработке перспективного плана определены цели и задачи каждой акции, выбраны интерактивные формы взаимодействия с родителями, определены способы подведение итогов. Перед проведением акций предусматривалась предварительная работа: информирование родителей и педагогов о тематике и сроках проведения акции (в том числе рекламирование на сайте учреждения и телеграмм канале); обсуждение со специалистами тематики акции и содержания их участия (в том числе и из других социальных институтов).

Одной из приоритетных задач работы учреждения дошкольного образования является создание атмосферы нетерпимости ко всем проявлениям жестокости и насилия по отношению к детям, в том числе и в условиях семейного воспитания. Поэтому, для реализации данной задачи мной была организована акция «Семья без насилия!». Она включала такие формы взаимодействия с родителями, как акции «Обменяй ремень на игрушку», «Эта рука не обидит ребенка». Большой эмоциональный отклик у родителей и (особенно) у детей, нашла акция «Обменяй ремень на игрушку». Для популяризации ненасильственных методов воспитания родителям предлагались информационные бюллетени «Как справится со своей агрессией», «Воспитание без криков и шлепков». Утренний прием был организован в необычной форме под лозунгом «День объятий и хороших слов». С целью привлечения внимания родительской общественности к проблеме домашнего насилия, предупреждения фактов насилия в отношении женщин и детей был проведен флэшмоб «Стоп! Насилие!». Всем участникам флешмоба вручались символы-эмблемы «СТОП насилие!», информационные буклеты «Скажи «Нет» насилию!» с указанием круглосуточных телефонов, бесплатных телефонов горячей линии для пострадавших от домашнего насилия, телефонов «Доверие». Итогом данного флэшмоба было фото для социальной рекламы против семейного насилия, которое было размещено на сайте учреждения.

Процесс семейного воспитания сложный и многогранный. Ключевую роль в формировании и поддержании эмоционального комфорта ребенка играют родители. Поэтому мною были запланированы и проведены акции, посвященные семье. Основные цели которых были: укрепление детско-родительских отношений; пропаганда семейных ценностей и традиций; содействие укреплению института семьи, материнства и детства; формирование ценностного отношения к близким людям; получение позитивной обратной связи от своих близких. Так, в рамках данной тематики, была организована акция «Папа, мама, я - дружная семья», а также тематические акции: «Мама, мамочка, мамуля» и «Папа - лучший друг», приуроченные к празднованию 23 февраля и 8 Марта. Самой популярной и масштабной (90% участия родителей) стала акция «Папа, мама, я - дружная семья». Пространство учреждения было оформлено изображениями улыбающихся семей. В холле учреждения было размещено «Дерево пожеланий», где каждый желающий мог написать пожелание для своих близких. Родителям было предложено поговорить с ребенком о составе его семьи, семейных традициях, рассмотреть семейные альбомы. В рамках проведения этой акции было организовано анкетирование родителей с целью изучения детско-родительских взаимоотношений. Многие родители охотно откликнулись на предложение оформить с детьми стенгазету о семье. Одной из форм проведения данной акции был совместный досуг «Семья - колыбель человечества», в ходе которого семьям вручены благодарственные письма за родительскую любовь, за активность жизненных позиций, за сохранение гармонии семейных отношений. Без внимания не остались и дети, для них были подготовлены «сладкие сюрпризы» и подарено радостное настроение в виде воздушных шариков. Также очень интересной оказалась такая форма работы с родителями, как организация чаепития для многодетных семей «Добро за чашкой чая».

Следует отметить высокую вовлеченность родителей во флэшмоб «Зачетный кадр», которая предполагала использование интернет - ресурсов учреждения дошкольного образования: сайта учреждения, телеграмм канала учреждения, а также мобильной сети «Вайбер».

Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния ребенка необходимо как женское, так и мужское влияние. Именно отец ответственен за определенную поведенческую модель ребенка в соответствии с его полом. Поэтому, мной была запланирована и проведена такая тематическая акция, как «Папа - лучший друг». Она проходила в форме заседания родительского клуба (совместное участие родителей (пап) и детей). В ходе проведения этой акции использовались интерактивные игры, презентация выставки детских рисунков «Мой папа», мини-консультация «Значение отца в психическом развитии ребенка», выступление детей (песни, стихотворения, конкурс для пап и детей «Дружная команда: папа и я». В проведении данной акции принимал участие настоятель Храма святого благоверного князя Александра Невского. И хоть охват участия составил всего 22 человека (17%, следует учесть, что практически все участники были папы, которых обычно проблематично привлечь к участию в различных мероприятиях учреждения.

С целью создания атмосферы психологического комфорта, взаимоуважения, гармонизации внутреннего мира участников проводилась акция с родителями и сотрудниками учреждения «От сердца к сердцу». Охват участия родителей составил 72% (т. е. часть родителей участвовала в 1 этапе акции, который предполагал написание пожеланий, другая часть родителей- во втором этапе, в процессе которого пожелания вручались и зачитывались).

Ежегодно в нашем учреждении организуется благотворительный марафон «Семейный вещеоборот» в рамках акции «Семья особой заботы», целью которой является оказание адресной социальной поддержки семьям, испытывающим материальные трудности при подготовке детей к новому учебному году. Многолетний опыт проведения данной акции показал, что лучше всего не организовывать общий «пункт раздачи», а осуществлять сбор и передачу вещей «точечно», т. е. для нужд конкретных семей.

Для повышения психолого - педагогической культуры родителей систематически проводилась акция «Спрашиваете - отвечаем». Она организовывалась по принципу «психологической почты» с использованием передвижного «почтового ящика». Ответы, на интересующие родителей вопросы, предоставлялись в виде письменных мини - консультаций в информационных уголках групп, а также путем использования сайта, телеграмм канала учреждения и мобильной сети «Вайбер».

С целью формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности у детей и родителей, в учреждении прошла акция «Жизнь прекрасна, когда безопасна!». Во всех возрастных группах было организовано распространение информационных буклетов «Безопасность в быту», «Геометрия безопасности», «Безопасность детей - забота родителей» и др. В рамках этой акции был проведен конкурс рисунков и плакатов «За безопасность!». И, несмотря на стойкие убеждения педагогов в том, что среди родителей «домашние задания» не пользуются большой популярностью, данная форма взаимодействия родителей и учреждения оказалась очень эффективной и продуктивной. Результатами проведения этой акции явились 9 плакатов и 42 рисунка на тему безопасности и здоровьесбережения. Интересными для родителей и детей оказались акции «Пристегни меня» и «Стань заметней», посвященные правилам безопасности перевозки детей в автомобиле и профилактики дорожно-транспортных происшествий. В ходе этой акции руками наших дошкольников были изготовлены фликеры и листовки.

С целью популяризации семейных ценностей, осознания родителями значимости семьи, организации семейного культурного досуга, обучения практическим навыкам взаимодействия с детьми прошла акция «Брось мышку - возьми книжку». В каждой возрастной группе была организована мини – библиотека (детскую литературу принесли родители). Ежедневно, вечером, родители с детьми выбирали книгу, которую они вместе с ребенком читали дома. Данная акция в некоторых группах проходила даже в течение нескольких недель, т. к. оказалась очень востребована.

Особенность проведения психологической акции в том, что она предполагает размещение наглядной информации в учреждении. Наглядными итогами проведенных психологических акций стали фото отчеты; презентации фото отчетов на сайте учреждения и телеграмм канале; выставки и продукты творческой деятельности детей, родителей и педагогов; поощрения детей и родителей за участие в проведении акций (сувениры, благодарственные письма и грамоты). Всё это привлекало внимание даже малоактивных родителей: они невольно останавливались, читали, рассматривали, обсуждали, задумывались. Таким образом, многие были охвачены одной темой и идеей, формировалось положительное отношение родителей к учреждению дошкольного образования в целом, повышался интерес к другим мероприятиям.

Анализируя результаты использования психологических акций в условиях учреждения дошкольного образования, могу отметить, что их проведение потребовало много усилий, слаженных действий от всего педагогического коллектива для того, чтобы избежать накладок и неточностей, привлечь родителей к участию в мероприятиях учреждения, особенно из «проблемных» семей. Однако, из опыта работы замечено, что вовлеченные в акцию, родители становятся активными участниками образовательного процесса, чего нельзя сказать о традиционных формах взаимодействия, в которых чаще всего выбирается пассивная роль.

Обобщая опыт работы, можно отметить полученные положительные результаты использования различных акций, свидетельствует об их целесообразности в работе с родителями, демонстрируют реальные эффективные формы работы и возможности педагога-психолога учреждения дошкольного образования, наряду с традиционными формами психолого-педагогического просвещения.

Список использованной литературы:

1. Березина Т. А. Проблемы подготовки педагогов дошкольного учреждения к педагогическому сопровождению семей воспитанников [Текст]/ Т. А. Березина, О. И. Воронина// Человек в мире культуры: духовно-нравственное воспитание и развитие: междунар. пед. форум (г. Ростов-на-Дону, 25-27 марта 2010г.) / Рос. акад. образования, Юж. федер. ун-т, Пед. ин-т, Каф. дошк. педагогики, Юж. -Рос. науч. – образоват. центр духовно-нравств. воспитания детей и молодежи. - Ростов н/Д : ИПО ПИ ЮФУ, 2010.- С. 72-79.

2. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм я детьми и подростками / М. Р. Битянова. - СПб. : Питер, 2008. - 304 с.

3. Гуз, А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / А. А. Гуз. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007.- 191 с.

4. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г., №243-3: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г. ; одобр. Советом Республики 22 декабря 2010 г. ; в ред. Законов Республики Беларусь от 13.12. 2011 г. - Минск : Амалфея, 2011. - 496 с.

5. Леганькова, О. Насколько эффективно родительство? / О. Леганькова, А. Стежко // Пралеска. - 2013. - №12. - С. 34-36.

6. Организация сотрудничества детского сада и семьи / сост. О. Г. Ксёнда. - Мозырь: Белый Ветер, 2006.-92 с.

7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» в Республике Беларусь» : [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. - 39 с.

8. Чечет, В. В. Семья и учреждения, обеспечивающие дошкольное образование: взаимодействие в интересах ребенка / В. В. Чечет, Т. М. Коростелева. - Минск: Детский Фонд ООН, 2008. - 116 с.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОСВоспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А. С. Гостева".

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образованияИспользование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими.

Использование нейроскакалок в практике дошкольного учрежденияИспользование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения Здравствуйте! В нашем дошкольном учреждении с лета этого года стали использовать нейроскакалки в работе с детьми. В основном осваивают.

Межмуниципальная Ярмарка-выставка педагогических инноваций дошкольного образования Губахинского городского округаМежмуниципальная Ярмарка-выставка педагогических инноваций дошкольного образования Губахинского городского округа Уважаемые коллеги, сегодня хотелось бы рассказать Вам о необычном событии, которое произошло 18 марта 2016 года в нашем небольшом городе.

Оценочный лист для проведения процедуры Всоко по вопросу создания психолого-педагогических условий в ДОУ Дата___ Шкала оценивания: Соответствует – 2 балла Частично соответствует – 1 балл Не соответствует – 0 баллов 1. Взаимодействие.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование психолого-педагогических акций как эффективной формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи
Опубликовано: 28 мая 2023 в 16:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование психолого-педагогических акций как эффективной формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Логвинова Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД