Городничева Ирина
Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы на тему «Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании».
С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Поэтому главная цель – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Задачи:
* побудить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
* прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду
* ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей
*формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;
*расширять представления о родной земле, ее столице, городах;
* знакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
*Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
*Развивать чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Для работы по проектированию мной была выбрана программа гражданско-патриотического воспитания «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой и Л. Е. Осиповой. Именно эта программа позволяет оптимально сочетать воспитательно-образовательный процесс и проектную деятельность в патриотическом и экологическом воспитании дошкольников, а также легко сочетается с программой «Детство», по которой работает наш детский сад.
Проект «Мой любимый детский сад» призван воспитать у ребёнка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Тема «Детский сад» чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. Во время занятий – экскурсий дети с удовольствием посещают кабинеты и службы детского сада, свободно ориентируются в здании. На основе полученных впечатлений дети составляют рассказы, отражают свои впечатления в других видах деятельности : изобразительной, игровой.
Проект «Моё имя» носил индивидуальный характер, направленный непосредственно на личность самого ребёнка, призванный помочь ребёнку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Родители вместе с детьми активно включились в работу над мини-проектами. Специально для проекта были разработаны : занятие об именах, игра, сценарий чествования именинника, подобраны пальчиковые и подвижные игры по теме. Дети с удовольствием и гордостью рассказывали об именах и результатах исследования, защищая проекты перед группой сверстников. Цель проекта была полностью достигнута, дети узнали много интересного о своих именах, кто и почему их так назвал, что означает его имя, кто из великих людей носил это имя. В итоге был собран целый буклет «Моё имя».
Начинается работа по реализации долгосрочного проекта «Мой посёлок Усть-Абакан», рассчитанного на средний и старший возраст. Разработано и проведено занятие «Посёлок мой родной». В младшем дошкольном возрасте детям ещё трудно представить себе посёлок. Поэтому знакомство с ним начали с близлежащих улиц; с бесед о том, где детям приходилось бывать, что интересного видели; о том, что у каждой улицы есть название, а у дома – номер. По итогам исследования были выявлены значимые для посёлка объекты и сделаны их фотографии. В итоге получился альбом с достопримечательностями и социально-значимыми объектами посёлка.
В группе оформлен стенд «Уголок малой Родины». Собран альбом «Посёлок глазами детей».
К новогоднему празднику каждый год осуществляется краткосрочный проект «Новогодняя игрушка нашей семьи» в виде творческого конкурса. В нём принимают участие большинство семей воспитанников, по итогам конкурса определяются победители, и организуется выставка работ. Цель конкурса – гармонизация детско-родительских отношений в процессе творческого сотрудничества, с успехом достигнута.
Проект «Азбука профессий» помогает детям на жизненном примере своих родных познакомиться с различными видами профессий. В ходе проекта проведены тематические занятия о разных профессиях, подобрана художественная литература для чтения с детьми, картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр о профессиях. В группе имеются атрибуты для таких игр как «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Ферма», «Автопарк», «Магазин».
Проект «Защитники Отечества» был запущен в прошлом году (Во 2 младшей группе) развивается по нарастающей, начавшись с проекта «Армия России» о вооружённых силах и видах войск, о военной технике, «Смотр строя» посвящённый 23 февраля, плавно перешёл к празднику 9 Мая. Детям рассказывала о буднях фронта и тыла, земляках-ветеранах, ежегодные экскурсии к мемориалу «Вечная слава», участие в митинге Победы вместе с родителями, конкурс рисунков «Спасибо деду за Победу».
Комплексный проект «Русская изба» способствует привитию любви к народным традициям. Из бросового материала был изготовлен макет русской избы. В течение всего этого года будет планомерно вестись работа по проекту. Проектом охвачены все стороны образовательно-воспитательного процесса :
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Семья», кукольный театр «Колобок», пальчиковый театр «Репка»,
-познавательное развитие (предметы русской быта,
развитие речи (занятия о русских традициях, беседы,
-художественно-эстетическое развитие (занятия по аппликации, лепке, рисованию,
-ознакомление с художественной литературой (знакомство с русскими народными сказками, пословицами, поговорками,
-музыка (народные игры, песни, танцы, праздники).
- работа с родителями (беседы, знакомство с альбомом «Народные промыслы», сбор семейных реликвий народного творчества, предметов русского быта и собственного рукоделия). Родители и дети увлечённо занялись сбором предметов старины.
Для этой работы подобрала методическую, художественную литературу, русские народные сказки о любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе.
Использую информационно – коммуникативные технологии (мультимедийное средство – медиапроектор, компьютер, подборка дисков со слайдами).
Собрала картотеку русских пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.
Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами.