Екатерина Теплова
Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи, оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствием связности речи, не способностью грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова. Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи направлена на обеспечение коррекции нарушений речи детей, оказании помощи в освоении образовательных программ, социальной адаптации детей.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети дошкольного возраста не могут усвоить многие знания на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, но легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи. Мнемотехника – это прием, помогающий создать дополнительные ассоциации для запоминания.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.
Мнемотаблицы в моей работе служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы использую в следующих случаях :
• для обогащения словарного запаса детей;
• при обучении составления описательных рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при заучивании стихов, скороговорок и т. д.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. В процессе обучения связной описательной речи опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана-подсказки. Ребенок может строить по ним свой рассказ.
Я использую мнемотаблицы-алгоритмы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей,
помогают удержать материал в памяти. Картинки-помощницы формируют представление об объекте. Дети сами отбирают значимые факты для рассказа, мысленно представляют их взаимосвязь. Чтобы в пересказах ребята не допускали односложных ответов, учу их подбирать яркие речевые характеристики объектов.
Надо отметить, что дети часто испытывают некоторые сложности в подборе языковых средств, поэтому часто первые рассказы по алгоритмам получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, ввожу задачи по активизации и обогащению словаря. Для закрепления полученных знаний описательные рассказы составляем с детьми к концу лексической недели, когда тема уже проработана. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений, скороговорок, пересказах художественной литературы. Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Для пересказа текста сказок использую опорные схемы с последовательностью фрагментов. Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей, формированию навыков контроля и самоконтроля за построением высказываний; помогает более точно воспроизводить последовательность событий.
Этапы использования мнемотаблиц для пересказывания :
– чтение текста сказки, рассказа;
– рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
– осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В процессе знакомства со скороговорками использую схемы, предложенные в пособие Е. А. Кодолбенко «Зашифрованные скороговорки»/
На этапе знакомства со скороговоркой обговариваем с детьми значение каждого изображения. В дальнейшем ребенок сам воспроизводит текст скороговорки с опорой на мнемотаблицу.
Благодаря использованию данных мнемотаблиц, сокращается время запоминания речевого материала. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов – пытаются графически воспроизвести символы, что способствует развитию мелкой моторики рук.
Очень ценно то, что работа с «зашифрованными» скороговорками делает процесс обучения интересным и увлекательным, помогает добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.
Считаю, что систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники способствует появлению у детей желания пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость. Важный аспект заключается еще и в том, что использование мнемотехники, помогает развивать все стороны речевого развития, что помогает комплексно решать задачи коррекционного развития.
Литература:
1. Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
2. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 –115.
3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО – ПРЕСС», 2009.
4. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] : из опыта работы / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. 2003. № 10. с. 16–21.