Светлана Сергеевна Захарова
Использование природного материала в коррекционной работе с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Использование природного материала в коррекционной работес детьми с РАС
Игры с природным материалом
Игра имеет большое значение в развитии любого ребенка. Широкое использование разнообразных игр в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей – необходимое условие их успешного физического и личностного развития. На первом этапе обучения с детьми проводятся разнообразные игры и игровые упражнения, в ходе которых формируется элементарный игровой опыт детей. В том числе это и игры с природным и бросовым материалом.
Публикация «Использование природного материала в коррекционной работе с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В обучении играм с природным материалом используются совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию взрослому, действия по образцу.
Игры с природным материалом как
естественная и доступная
каждому ребенку форма деятельности
Игры с природным материалом :
-развивают тактильные ощущения у ребёнка, стимулируя его реакции на прикосновение;
-развивают у детей стремление действовать вместе со взрослым, получать удовольствие от игры с природным материалом;
-учат выражать радость и удовольствие, огорчение, удивление в процессе совместных игр с водой, песком, разнообразными сыпучими материалами, листьями, плодами и т. п.
-знакомят детей с различными природными материалами и их свойствами;
-формируют у детей навыки и умения адекватно, бережно и осторожно действовать с природными материалами;
-развивают у детей орудийные действия: использование предмета для достижения цели, например, пересыпать песок совком, манку ложкой из одной миски в другую;
-развивают познавательные функции рук: координацию движений обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание и т. п.)
-формируют у детей первичные представления о количестве: много, мало, пусто (нет, один;
-развивают пространственно-величинные представления о предметах и объектах контрастного размера («большая шишка-маленькая шишка», «полная миска-пустая миска»);
-стимулируют речевую активность детей в процессе игр с природными материалами.
Игры с песком как естественная и доступная каждому ребенку
форма деятельности
В играх с природными материалами используются :
• Листья
• Семена
• Сухие цветы и растения
• Плоды, ягоды, косточки
• Желуди
• Шишки
• Веточки
• Хвою
• Каштаны
• Различные крупы (манка, греча, рис, пшено, горох, фасоль, чечевица)
• Яичная скорлупа
• Пушистые материалы (растительный и животный пух, перья птиц)
• Камни
• Ракушки
• Глину
• Песок
Дети с РАС характеризуются большими трудностями поведения и контакта со взрослым, отсутствием целенаправленного внимания, слабой и некоординированной моторикой. Они почти не понимают речевых инструкций и объяснений. Им трудно или недоступно выполнение даже самых лёгких заданий практического характера, а при попытках выполнения их действия хаотичны, бессмысленны. Большой трудностью в обучении является то, что у этих детей нет принятия предлагаемой задачи, трудно привлечь их внимание и побудить к действиям.
Игры с песком выступают одним из простых, но эффективным средством развития ребенка. Песок обладает «волшебными» свойствами, прикасаясь к пальцам рук ребенка, песок оставляет положительные эмоции и впечатления.
Песок может «захватить» все внимание ребенка. Даже очень активный и подвижный ребенком может долго перебирать и пересыпать песок, наблюдать за тем, как золотые песчинки скатываются с каждого пальчика. Концентрируясь на действия с песком, ребенок незаметно для себя и, не прилагая больших усилий, успокаивается, расслабляется, отрицательные эмоции и обиды уходят, исчезают.
На следующем этапе детям интересно оставлять отпечатки рук, различных предметов и игрушек, различных геометрических форм, что способствует лучшему запоминанию сенсорных эталонов. Подходят такие игры: «Отпечатки наших ладоней», «Отпечатки наших кулачков, пальцев», «Следы животных», «Что может оставлять следы?».
Игры с песком сопровождаются рассказами, потешками, песенками, загадками:
«Кто оставил на песочке
Эти разные следочки?
Может, это был зайчишка?
Может, котик пробегал?
Ну а, может, воробьишка
С мышкой польку танцевал?»
«У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять».
Параллельно с этим, детям предлагаются игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики: («Печём куличики», «Спрячь шишку в песок», «Найди шишку (каштан, жёлудь)» «Песочные прятки» и т. д.).
На третьем этапе мы играем в серию игр-упражнений «Узоры на песке» : «Длинная и короткая дорога», «Волшебные превращения», «Бусы для куклы». Для того чтобы сделать бусы для куклы нам понадобятся мелкие камешки (орешки, жёлуди, шишки и т. п.). Рисуем на песке кружок и выкладываем камешки по его контуру. Это и будут «бусы для куклы». Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, рекомендуется предварительно намочить песок водой.
Рисуем на песке простой узор и просим ребёнка продолжить его. Например: «Дорожки на песке»
Материал :
-Песок
-Надувной бассейн
-Ракушки
-Камешки
Цель: формировать умение по подражанию манипулировать предметами
«Волшебные рисунки»
Материал :
-Заготовка «Солнышко»
-Фасоль
Цель: формировать захват фасоли тремя пальцами (щепоткой) и накладывать фасоль на пластилиновую основу (совместно со взрослым и по подражанию)
Читаем стишок и рисуем на песке смешного человечка.
«Точка, точка, запятая»
Точка, точка, запятая:
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек».
Затем совместно с ребёнком изображаем такого же человечка или просим самостоятельно выполнить задание. Аналогично можно попросить ребёнка нарисовать себя, воспитателя, друга и т. д.
Таким же способом можно изобразить любую игрушку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками. Можно знакомить ребенка с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.
«Волшебные превращения». Нарисуйте на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем вместе с ребёнком попробуйте дорисовать картинку, чтобы сразу стало понятно, что это такое. Круг можно превратить в солнышко, шарик, блинчик, колобок, арбуз, мяч, яблоко, пуговицу, часы и многое другое.
Аналогичное задание выполняется с квадратом: дом, кубик, сумка, ящик, подушка, И с треугольником: крыша дома, ёлка, пирамидка, колокольчик и т. п.
Игры с водой
Вода всегда доставляет радость, делает время препровождение более веселым и увлекательным. Летом появляется замечательная возможность сделать игры для детей более разнообразными. Солнце, свежая зелень, мягкая трава создают великолепные условия для отдыха и игр.
Игры с водой могут осуществляться как в групповой комнате, так и на участке детского сада. Для этого понадобятся непромокаемые фартуки или сменная одежда, используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы, воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Вода для игры должна быть тёплой.
Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.
Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как в младших группах, так и в старших возрастных группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий. В результате чего, постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае.
Игры с растительным материалом
Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.
В летнее время на участке недалеко от песочниц следует оборудовать стол с полочками или ящиком с отделениями для материалов. Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.
Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Изготовление игрушек предполагает помощь воспитателя. Причем он не должен также упускать возможности показать ребенку преимущества совместной работы.
Таким образом, с ребенком 4—5-летнего возраста можно играть в разнообразные строительные игры. Они доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.
Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты.
Игры с глиной, камушками и ракушкой
При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.
Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.
Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.
Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение. Игры с детьми по изготовлению поделок из природных материалов не просто дает возможность занять время, но и пробуждает фантазию ребенка. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. А это важно для подготовки рук к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки. Совершенствованию координации движений. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
После того, как вы сделаете несколько простых поделок, можно приступать к изготовлению более сложных. Используйте другие природные материалы, комбинируйте, дайте волю фантазии и позвольте детям почувствовать прелесть творчества.
Литература
1. Гульянц, Э. К., Что можно сделать из природного материала [Текст] : Кн. для воспитателя дет. сада/ Гульянц, Э. К. Базик И. Я. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 175 с.
2. Кергомар, П. Дошкольное воспитание и детские сады во Франции [Текст] / П. Кергомар. – Москва, 2000 // История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия : учебное пособие / ред. С. Ф. Егоров. – Москва : Академия, 2000. – С. 314-335.
3. Локк, Дж. Мысли о воспитании [Текст] / Дж. Локк. // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. 2-е изд., доп. - М., 1986 – С. 74 - 89
4. Лыкова, И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2009. – 160 с. – с. 4 -8.
5. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики [Текст] / М. Монтессори. – М. : Астрель: АСТ, 2006
6. Платон. Государство. Законы. Политика [Текст] / Платон; авт. предисл. Е. И. Темнов. - Москва: Мысль, 1998. – 798 с.
7. Султанова, М. Д., Простые опыты с бумагой [Текст] / Султанова, М. Д. – Изд-во: Хатбер - пресс, 2014, 16 с.
8. Султанова, М. Д., Простые опыты с водой [Текст] / Султанова, М. Д. – Изд-во: Хатбер - пресс, 2014, 16 с.
9. Султанова, М. Д., Простые опыты с природными материалами [Текст] / Султанова, М. Д. – Изд-во: Хатбер - пресс, 2014, 16 с.