Екатерина Кобушко
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель младшей группы - Назарова Екатерина Андреевна
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста». В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Слайд 2
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда для малышей все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.
Слайд 3
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные способности человека - познавательная активность, любознательность, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческие способности и другие важные личностные качества.
Но, чтобы создать необходимые условия для полноценного развития ребенка раннего возраста - необходимо постоянное участие взрослого. Именно в этот период взрослый становится для ребенка не только источником внимания, но и образцом человеческих действий с предметами.
Слайд 4
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка.
Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний.
Слайд 5
В настоящее время приоритетным средством развития речи детей раннего возраста является мнемотехника, актуальность использования которой обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.
Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.
Мнемотехника для детей раннего возраста помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Слайд 6
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Ее можно разделить на три этапа:
- мнемоквадрат;
- мнемодорожка;
- мнемотаблица.
Слайд 7
Мнемоквадрат – это отдельная карточка - изображение с закодиро-ванной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Слайд 8
Мнемодорожка – это последовательность из двух или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Слайд 9
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображений составляется рассказ или учится стих.
Слайд 10
Первое знакомство с мнемотехникой у ребенка происходит в первые дни посещения детского сада. Для того чтобы запомнить где его шкаф, полотенце и кровать, на них наклеивается картинка, например, «Черепашка». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка» - это его вещи.
Слайд 11
Свою работу я начала с того, что познакомила детей с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово. Например, возьмем тему «Овощи»: капуста, лук, кабачок, картофель, помидор, огурец и т. д. Можно применять различные наглядные пособия для прохождения тех или иных тем по возрасту детей.
Затем задание усложняется. По наводящим вопросам дети дают характеристику той или иной картинке. Получается словосочетание или простое предложение. Например: зеленый огурец, вкусный помидор, фиолетовый баклажан и т. д.
Для детей раннего возраста необходимо давать цветные картинки, так как у них быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса, белка, морковка – оранжевого цвета, солнышко, кукуруза - желтого цвета и другие образы.
Слайд 12, 13
Как вы могли заметить, созданное нами пособие еще включает схематические обозначения (алгоритм описания или план-схема). Если описывать предметы, не придерживаясь алгоритму, можно потратить много времени на это задание. Благодаря им можно в несколько простых шагов полностью раскрыть суть и форму любого предмета.
Представленный план-схема является первым подготовительным этапом в обучении малышей для дальнейшего развития речи – описание.
Первым этапом для дальнейшей работы по алгоритму, я познакомила детей с символами и их значениями, а потом уже совместно со мной и моими подсказками, пробовали описать предметы.
Работая с пособием, дети визуально видят картину-схему, обращают внимание на особенности цвета, формы, слышат пояснения воспитателя и рассказы сверстников.
Когда дети усвоили принцип плана-схемы, можно поиграть и в словесные игры, такие как: «Угадай, о чем я рассказала?», «Магазин» и т. д. Кроме развития связной речи у детей, эти игры несут еще и познавательную функцию.
Слайд 14,15
После мнемоквадратов начинается знакомство детей с мнемодорожками – это уже квадрат из двух - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения. Вначале это были мнемодорожки состоящие из двух квадратов. Сначала рассматривается изображение каждого квадратика. Затем ребенок объединяет увиденное, в предложения.
Всем известная игра «Найди мою маму». Дети составляют сами квадратики, а потом составляют предложения по изображению. (У собаки - щенок. У кошки – котенок и т. д.)
Слайд 16, 17, 18
Также можно провести игру: «Кто, где живет»; «Чей хвост?», «Кто что ест?» и многие другие, основываясь на этом приеме. Постепенно можно увеличивать количество квадратов, тем самым обогащая детскую речь.
Слайд 19, 20, 21
После мнемодорожек, я знакомлю детей с самой сложной структурой – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Но в дан-ном возрасте я использую мнемотаблицы для рассказывания сказок, стихо-творений и потешек.
Использование мнемотаблиц по рассказыванию сказок, дает положи-тельный эффект на развитие речи детей.
Пока мы рассказываем только три русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». С помощью мнемоквадратиков дети легко воспроизводят увиденное, словесно. Сначала я им рассказывала сказку с использованием наглядности. Затем дети дополняли мой рассказ увиденными в таблице картинками. Малыши с большим удовольствием это делают.
Слайд 22, 23
Хотелось бы отметить форму организацию детей раннего возраста при изучении и закреплении приемов мнемотехники. Так как многие наглядные материалы по мнемотехнике доступны детям в уголках нашей группы (мнемодорожки: «Найди маму», «Чей хвост?», «Кто, где живет?», мнемоквадраты: «Овощи», «Фрукты», «Транспорт» и т. д., они по своему желанию могут играть и рассматривать карточки небольшими группами или же индивидуально.
Обычно, в таких ситуациях, игры проходят в парах или с подгруппой детей, для большего понимания и осмысления. Не стоит забывать, что игры должны соответствовать возрасту детей, чтобы они были понятны и доступны для воспроизведения!
В образовательной деятельности я использую такие приемы мнемотехники, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей о тех или иных окружающих предметах и явлениях.
Например: закрепление знаний об овощах и фруктов, явлений природы, домашние и дикие животные, транспорт, дидактическая игра «Что, где растет», «Выбери по цвету» и т. д. (мнемоквадраты и мнемодорожки, а также при чтении сказок всей группе (мнемотаблицы).
Стоит не забывать о том, что работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники должна проводиться систематически, именно тогда она дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость.
По итогу, можно сделать вывод, что использование приемов мнемотехники с раннего возраста дает положительную динамику в развитии речи детей. Расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, словарный запас выходит на более высокий уровень. Позволяет научить детей рассказыванию, а также умению представлять объект рассказа.
Использование мнемотехники открывает для меня огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми. Даёт возможность малышам усваивать сложный материал легко и быстро.
Занимательные игры с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для меня.
Спасибо за внимание!