Рашида Абдрахманова
Использование пособия В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать
Использование пособия В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе с детьми ОВЗ
На сегодняшний день в нашем детском саду, есть очень большое многообразие всевозможных дидактических и развивающих игр. Но мое внимание привлекла инновационная технология В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес», которая полностью удовлетворяет задаче по работе с детьми ОВЗ. Инклюзивные тенденции в образовании ставят перед педагогами сложную задачу: организовать предметно–развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей, как с нормой развития, так и с детьми ОВЗ. Главным моментом в своей работе считаю, установление положительного эмоционального контакта в общении с ребенком. А как расположить ребенка к себе, как заинтересовать его? Развитие связанной речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения, автоматизация звуков, обогащение словарного запаса процесс очень трудоемкий. И я нашла, для себя ответ на этот вопрос - только играя!
Публикация «Использование пособия В, В, Воскобовича „Фиолетовый лес“ в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
Помогает мне в этом предметно- пространственная среда Фиолетовый лес, автор Воскобович Вячеслав Вадимович. Он уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным, как увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы, фигуры и т д.
Для использования в работе с детьми ОВЗ, она максимально комфортна, легко трансформируется, и доступная.
Весь лес условно поделен на несколько зон:
Небо, лужайка, дорожка, полянка и съёмными элементами: (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые). Все пособия сделаны на основе ковролина, все легко крепятся и перемещаются с помощью липучек. Таким образом, игровая среда мобильна и многофункциональна.
«Фиолетовый лес» разбит на 3 области
1) Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, с растительным и животным миром).
2) Развитие познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, воображения).
3) Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации
Чем обусловлено необычное название? Фиолетовый цвет связывают с неким открытием, озарением, он хорошо активизирует детское мышление, благотворно влияет на нервную систему. Все элементы выполнены в радужных цветах. Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, помогает фантазировать,
изменять ее в зависимости от интересов детей. Все элементы безопасны в использовании, соответствуют возрастным особенностям, развивают мелкую моторику. Фиолетовый лес логопеды и дефектологи успешно используют для индивидуальных и подгрупповых занятий. Большую помощь оказывает развивающая среда В. Воскобовича в индивидуальной работе с детьми. Это очень важно, ведь некоторые дети не раскрываются во время коллективной работы, не могут проявить свои способности, а в ходе индивидуальной работы воспитанник меньше стесняется, чувствует, что именно к нему педагог проявляет внимание, у ребенка формируется чувство уверенности
Попробуем и мы заглянуть в Фиолетовый лес…
1. Первая история «Ласковые слова»
Солнце загрустило, оттого что никто ему давно не говорил ласковых слов. Оно расстроилось и ушло за облака стало темно и грустно в лесу. Для того, чтобы солнышко вернулось, надо назвать животных ласковыми словам
Белка – белочка, заяц -зайчик, лиса-лисенок, ,медведь-медвежонок, волк-волчонок, лось- лосенок и т. д.
С каждым словом стало радостно и красиво в Фиолетовом лесу, у всех стало веселое настроение.
А теперь улыбнитесь друг другу, солнышко появилось и посылает вам теплый лучик добра!
Можно предложить детям игры «Чей голосок?», «Чей хвостик?», «Кто, где спрятался?» «Что нам осень принесла» дети прикладывали на ковер овощи и фрукты и т. д.
2. Вторая история «Семья ежиков»
На лужайке живет дружная семья: Папа ежик, мама ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата играют и ждут ужина. Скажите, пожалуйста, какой звук чаще слышится? Звук Ж.
На полянку к ежам прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, каждое животное может ехать только в определенном вагоне. Давайте мы с вами, определим количество слогов и расселим всех по вагонам.
1. Жук, морж 2. Жа-ба, жи-раф 3. Е-жа-та
Придумывали небольшие сюжеты с детьми с применением игровых ситуаций: дети учились развитию навыков связной диалогической речи, отработке произношений звуков. Т. о играя, можно закрепить и автоматизировать нужный нам звук.
3. Третья история «Откуда выпал листочек?»
Гном прогуливался по лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал и сяк, ничего не получалось.
Давайте попробуем поставить листочки на место. (Подобрать листочки в отверстия на кроне древа) Дерево у нас волшебное и листочки смогут встать, если отгадать загадку.
• Листья с веток облетают, птицы к югу улетают, что за время года спросим? Нам ответят это… Осень!
• Шляпка красная, в белую точку, на ножке манжетка, а кушать нельзя Что это? Мухомор!
Т. о можно выполнять задания, отгадывать загадки, рассказывать стихотворения, закреплять материал и т. д.
4. «Помоги мышатам сосчитать листочки» В Фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Холодно стало в лесу. Мышата решили утеплить свой домик. Чем можно утеплить норки? Маленький мышонок нашел 2 желтых листочка, а большой мышонок собрал 3 красных листочка. Принесли они их домой, но никак не могли сосчитать. Давайте поможем мышатам сосчитать листочки.
Действия могут быть разными. На занятиях по ФЭМП: найти цифру, обозначающую количество, записать задачу с помощью цифр и знаков или где больше, где меньше и т. д.
Таким образом, мы придумываем свою сказку совместно с ребенком.
«Фиолетовый лес»— это не только развивающая среда, но это и уютный уголок, тут детки могут посидеть, поиграть, как индивидуально так и несколько человек. Мы постоянно пополняем ее новыми элементами, придумываем сказки, фантазируем и обогащаем речь. Как будет выглядеть наш лес – придумывают сами дети. Фантазия у детей многогранна. В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, договариваться, помогать друг другу и сказочным персонажам. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью.