Фокина Татьяна
Использование дидактических игр и пособий из фетра в работе с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр и пособий из фетра.
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
«Ребенок с ограниченными возможностями
при хорошем воздействии может достигнуть многого,
но он достигнет того, что может нормальный ребенок,
иными способами, на ином пути, иными средствами».
Л. С. Выготский
Публикация «Использование дидактических игр и пособий из фетра в работе с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
С каждым годом количество детей с нарушениями речи увеличивается. Дети с нарушением речи имеют общее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
В работах В. А. Деркунской, А. А. Ошкиной, Е. О. Смирновой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконин доказано, в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка-дошкольника. С одной стороны она выступает как вид игровой деятельности, и с другой как форма организации взаимодействия педагога и ребенка.
О. С. Астахова. Е. А. Борисова, О. В. Горовая, С. В. Соковых в своих работах отмечают, что - игра имеет особое значение в коррекционно-педагогическом процессе, с детьми дошкольного возраста которые имеют нарушения речевого развития.
В современной логопедии дидактические игры и пособия создаются специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет имеющиеся. В арсенал современного педагога предлагается достаточное многообразие дидактических игр и пособий, направленных на коррекцию речевого развития дошкольника. Однако они направлены на развитие какого-либо одного компонента и чаще всего однотипны. Это подтолкнуло меня к необходимости создания многофункциональных дидактических игр и пособий из уникального материала - фетр.
Бесценность использования пособий и оборудования для дидактических игр из фетра в педагогической работе с детьми заключается в следующем:
- насыщены по содержанию элементов и решения образовательных задач согласно возрастной и индивидуальной возможностей воспитанников;
- стимулируют игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, а также двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
- направленность на обеспечение эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- позволяют изменять развивающую предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации;
- дают возможность использовать для решения многообразных образовательных и коррекционно-развивающих задач;
- позволяют варьировать расположение элементов пособия на полотне;
- обеспечивают свободный выбор деятельности детей.
Организуя образовательно-игровую деятельность с применением пособий из фетра, создается положительное эмоциональное отношение детей к предлагаемому педагогом взаимодействию в двух проекциях:
1) коррекционно-развивающая (в профессиональных интересах педагога,
2) игровая (в интересах ребенка).
Применение дидактических игр с использованием материала и оборудования из фетра позволяют эффективно реализовывать направления педагогической работы воспитателя с детьми имеющих нарушения речевого развития:
- коррекционно-развивающее
Задачи: синхронное выравнивание речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи; развитие способности автоматизировать и дифференцировать звуки; развитие навыка звукового анализа слов; формирование фонетико-фонетических представлений и слоговой структуры слова.
Дидактические игры и пособия : «Рыбалка», «Кто, где живет»
- речевое
Задачи: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дидактические игры и пособия : «Рыбалка», «Виды транспорта», «Гусеница», «Пальчиковый театр»
- познавательное
Задачи: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., об особенностях природы России.
Дидактические игры и пособия : «Виды транспорта», «Математическая карусель», «Чей нос?», «Грибок теремок»
- социально-коммуникативное
Задачи: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование основ безопасного поведения.
Дидактические игры и пособия : «Пальчиковый театр», «Виды транспорта», «Кто, где живет?»
- физическое
Задачи: приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, развитие координации движения, мелкой моторики обеих рук.
- развитие мелкой моторики рук
Дидактические игры и пособия : «Очень голодная гусеница», «Азбука из фетра», «Грибок теремок», «Рыбалка», «Божья коровка»
- художественно-эстетическое
Задачи: становление эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Практика показала, что использование занимательного дидактического материала из фетра в работе с детьми ОВЗ способствует и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы