Лучший педагог года

Использование пластилинографии в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Вагапова
Использование пластилинографии в работе с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование пластилинографии в работе с детьми с общим

недоразвитием речи».

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику речевых нарушений.

Работая с детьми ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных технологий обучения мы решили использовать нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми логопатами. Это пластилинография.

Публикация «Использование пластилинографии в работе с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Принцип данной технологии – создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, рисовать. А первая половина - «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.

Данная технология хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в обучение детей, делает его наиболее разнообразным, увлекательным и интересным.

Пластилинографию в педагогическом процессе рассматривали не только как развитие и коррекцию наружных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.

Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо создавать естественную для ребёнка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чём-то абстрактном ребёнку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чём он участвует, о том, что он создаёт своими руками.

Работа по лексическим темам с помощью пластилинографии даёт возможность детям с ОНР запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, через рисование фигур животных с помощью пластилинографии дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (корова без чего? – без рог; собака без чего? – без ушей; кошка без чего? – без хвоста и т. д.)

При использовании пластилинографии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «под», различать понятия «между тем-то и тем-то», тем самым формируются понимания пространственных отношений между предметами.

На занятиях по пластилинографии дети учатся общаться как между собой, так и с учителем – логопедом. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога, сначала характеризуемого учителем – логопедом, потом спонтанного, или наоборот.

С использованием пластинографии работа над пересказом, рассказом становится более эффективной (пластилинография по сказке «Гуси-лебеди», затем пересказ сказки). Составление описательного рассказа не по картинке, по объёмному образу, созданному своими руками (домашние животные, перелётные птицы, грибы, ягоды и т. д.) поможет ребёнку лучше осознать объект, что делает рассказ более развёрнутым и логичным.

При восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи использовала пластилинографию как развитие фонематического слуха:

• Вылепить фигуры, в названии которых есть звук «А», или другой гласный

• Вылепить фигуры, в названии которых есть автоматизированный звук «С» или «Ш».

Если дети справляются с этими заданиями, то они получают ключ в страну принцессы «ЭС» или «ША», поселяют фигуры в этой стране, а сами становятся её почётными гостями.

Эта простая игра помогает решить немало логопедических задач:

• Закрепляет навыки правильного звукопроизношения автоматизированного звука

• Развивает умение слышать, вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове

Очень любят дети лепить буквы и превращать «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и так далее.

Слова можно лепить печатными буквами. Пластилинография позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки проще исправить, чем на бумаге. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным.

Деление слов на слоги осуществляется с помощью трафаретов – домиков с одним, двумя, тремя, четырьмя окошками. Дети должны вылепить предметы с одним слогом, двумя слогами, тремя слогами, четырьмя слогами и разместить их в домики.

Детям давались вылепленные слова с пропущенными буквами, которые они должны были долепить.

Применение пластилинографии на индивидуальных логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

• Развитию лексико – грамматических средств речи в рамках определённых тем.

• Формированию грамматической составляющей речи (отрабатывания навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без предлогов, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов).

• Формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причём, чем причудливее работа, выполненная самим ребёнком «Гуси – лебеди», «Жар – птица», «Павлин», тем живее проходит этот процесс.

• Постановке и автоматизации звуков в ходе работы (рисование пластилином «волшебные ступеньки», «лесенка», «дорожка», по которым ребёнок проходит, называя соответствующие слоги и слова).

• Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, определяя наощупь, какую букву нарисовал другой ребёнок.

• Овладению звуко–буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (используя вылепленные шарики из пластилина с традиционным цветовым обозначением гласных, твёрдых и мягких согласных).

• Формированию пространственной ориентировки, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма).

• Развитию и совершенствованию психических функций (памяти, внимания, мышления).

• Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и костей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

Работа по развитию речи с применением пластилинографии сделала коррекционный логопедический прогресс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут технологии логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Список литературы:

1. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. М АСТ СПб «Сова» 2006г.

2. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. СПб «Кристал» 1997г.

3. Ткаченко Т. Б. Лепим из пластилина. Ростов «Феникс» 2003г.

4. Узорова О. В. Физкультурные минутки. М «Астрель-АСГ»2004г.

5. Шорыгина Т. А. Серия пособий из цикла «знакомство с окружающим миром». Развитие речи М «Гном и Д» 2004г.

Вагапова Рима Ишбулатовна

воспитатель филиала реабилитации для детей и подростков с ОВЗ в г. Сибай Республики Башкортостан.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пластилинографии в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 18 мая 2021 в 13:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование пластилинографии в работе с детьми с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Вагапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД