Стройкова Людмила
Использование перфокарт в ходе коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях быстро меняющейся жизни становится необходимым не только овладение ребёнком знаниями, но и в первую очередь, умение ребёнка добывать эти знания самому и оперировать ими.
Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающих детское познание, является моделирование.
Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Публикация «Использование перфокарт в ходе коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Перфокарты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОВЗ состоит в том, что:
• наглядное моделирование вызывает у детей живой интерес;
• облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;
• формирует приёмы работы с памятью.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для воспитанника форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Одним из видов моделей являются перфокарты. Использование перфокарт позволяет адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребёнок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности.
Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей с ОВЗ бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Содержание
Перфокарта – это индивидуальная однородная карточка с заданием или согнутая пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей. Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень их развития.
Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование.
Методические рекомендации
Перфокарты предназначены для детей старшего дошкольного возраста (в том числе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ) и могут быть использованы:
-педагогами ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях;
-в рамках образовательной деятельности, в режимных моментах;
-педагогами и родителями (законными представителями) дошкольников в самостоятельной деятельности в дошкольном учреждении и в домашних условиях.
Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала, они экономят время. Очень эффективны перфокарты для проверки знаний детей дошкольного возраста с ОВЗ при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.
Руководство деятельностью детей
Необходимо заинтересовывать детей с ОВЗ предстоящей деятельностью, создать проблемно-поисковую ситуацию, объяснить правила игры, познакомить с общими способами действий, стимулировать проявления самостоятельности, поощрять стремление детей достичь результата.
При работе с перфокартами можно использовать разные варианты:
-чистый лист подкладывается под перфокарту, а ребёнок вписывает ответ;
-педагог заранее подкладывает под перфокарту лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребёнок ищет ошибки.
Индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие творческих способностей, логического мышления, умения рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.
Данные дидактические пособия учитывают современные педагогические технологии, способствуют активизации деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуализации обучения и воспитания.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.