Приложение МААМ

Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии на занятиях по математике детей второй младшей группы (7 фото)

Лариса Пономарёва
Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии на занятиях по математике детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из важнейших задач

воспитания ребёнка и подготовки его к школе – это познавательное, речевое развитие, развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математики в школе, умению излагать свои мысли, грамотно строить предложения. Причина состоит в том, что дети быстро теряют интерес к обучению. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Публикация «Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии на занятиях по математике детей второй младшей группы» размещена в разделах

Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам. С помощью занимательных игр дети знакомятся с числом, величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке во времени и пространстве.

Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость, а так же способствуют познавательно-речевому развитию.

Дети учатся догадываться, доказывать.

Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии на занятиях по математике детей второй младшей группы

С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше — меньше», «больше на … — меньше на.», познакомить со свойствами отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др. А при условии, что все свои действия дети комментируют, отвечают на вопросы, учатся рассуждать и происходит развитие связной речи, через познание математических представлений.

Создание условий использования палочек Кюизенера в познавательном и речевом развитии детей.

Палочки Кюизенера («цветные числа») – это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки окрашены в строго определенные цвета. Каждая палочка длиннее предыдущей на 1 см. В наборе палочки 10 цветов: белый кубик, розовая палочка, голубая, красная, жёлтая, фиолетовая, черная, бордовая, синяя, оранжевая.

Фото №1 Известно что многие дети испытывают затруднения при усвоении

2 условие - наличие необходимой литературы.

Еще одно необходимое условие – наличие схем и карточек для игр: «Подбери по размеру», «Подбери по цвету».

Так же не маловажное значение имеет умение заинтересовать детей, использовать для этого наиболее приемлемые, значимые

методы и приемы рганизации.

За широкий спектр решаемых задач и способов применения палочки Кюизенера считаются универсальным полифункциональным дидактическим материалом.

Игровые методы и приемы повышают эффективность обучения, но они должны соответствовать уровню развития игры детей данного возраста.

Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно-практически-действенный характер, дает возможность формировать навыки и умения у детей.

Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. В младшей группе инструкция предваряет каждое новое действие. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат.

Один из основных приемов во всех возрастных группах – вопросы к детям. Они активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.

Широко используются приёмы: наложение и приложение, обследование формы предмета, пересчитывание и отсчитывание по единице.

Для поддержания интереса детей, их внимания продумываются элементы занимательности, сюрпризные моменты.

Но самое широкое применение палочки Кюизенера получили для игр и упражнений в свободное время с детьми, а также для самостоятельной деятельности детей. Палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это даёт возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

Фото №2 Конспекты занятий по ФЭМП математики в школе умению излагать свои мысли грамотно строить предложения

Игры и занятия с палочками применимы и в часы семейного досуга. Они доставят детям и взрослым интеллектуальное удовольствие, привнося элементы соревнования в коллективных играх «Кто скорее построит лестницу», «Чей коврик больше», «Кто скорее составит число» и т. д.

Весь комплекс игр и упражнений – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую-то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро бежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос». Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. И здесь ему необходимо помочь – в этом и заключается роль взрослого: умело направлять и по необходимости помогать.

Практические этапы освоения детьми игр и упражнений с палочками Кюизенера

Для формирования у детей умений различать цвет и величину, сооружать простые постройки проводят игровые упражнения: «Покажите палочку такого цвета, как у меня», «Сложи дорожку», «Построй заборчик», «Покажи большую (маленькую) палочку». Мария Фидлер в своей книге «Математика уже в детском саду» предлагает проводить знакомство с палочками Кюизенера в III этапа.

Фото №3 Причина состоит в том что дети быстро теряют интерес к обучению

I и II этап предполагается проводить в младших группах. С четырех лет дети уже могут соотносить число и палочку (полоску). Давать детям возможность поиска: «Найти палочку (полоску, о которой можно сказать «один», «два», «три» и т. д. ?». Подводить к пониманию соотношения, подставив предмет: «Положите перед собой одну игрушку и над ней белую палочку – кубик».

- Сколько игрушек и палочек - кубиков? (одна игрушка, одна белая палочка - кубик).

- А теперь положите две игрушки, а над ними столько же

белых палочек - кубиков.

- Сколько игрушек? (Две). Сколько белых палочек? (Две). А теперь придвиньте белые палочки - кубики друг к другу так, чтобы казалось, что это одна белая палочка.

- Найдите цветную палочку такой же длины, как две белые, составленные вместе. Розовую палочку назовем «два», потому что она имеет такую же длину, как и две белые палочки и т. п.

- Запомните: палочки обозначают числа: белая палочка - кубик - число «один»; розовая - «два»; голубая - «три» и т. д.

Сначала предлагаю детям соотносить палочки (полоски) с количеством предметов, игрушек, изображениях на карточках, расположенных линейно. В дальнейшем предметы (игрушки) при закреплении счёта располагаются по-разному (на столе, полу, фланелеграфе) и соотносятся с изображением предметов, кружков или других геометрических фигур на карточках.

Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цвета и числовое обозначение. Например: «Покажи палочку 3 – какого она цвета? Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?»

Упражнение «Найди пару». Есть несколько вариантов:

- к цветной палочке-цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображение на карточке,

- к цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую карточку (в виде изображённых кружков, квадратов, треугольников линейно, а затем с разнообразным расположением этих фигур на карточке,

- к цветной палочке подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображённая на карточке.

«Я покажу палочку, а вы назовите число, которое она обозначает. Я назову число, а вы покажите (назовите) палочку. Я назову цветное число, а вы найдите столько же игрушек. Я назову цветное число, а вы найдите цифру. Я покажу цифру, а вы цветную палочку».

Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. В 3-4 года такая лесенка состоит из пяти ступенек.

Строя лесенку, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

Во время раскладывания палочек в возрастающем и убывающем порядке рассказываю о порядке расположения: «самая низкая, выше, еще выше, самая высокая палочка.», сравнивая по высоте (длине) использую прием «приложения», «наложения». Задаю детям вопросы о соотношениях между палочками:

- Почему белая палочка ниже розовой?

- Сколько всего палочек?

- Которая по счету красная палочка?

- Назовите самую длинную ступеньку. Почему она самая длинная?

- Сравните эти лесенки. Что в них одинаковое? Чем отличаются?

В дальнейшем палочки используются для развития у детей количественных представлений, активизации словаря.

Порядковый счёт осваивается детьми 3-4 лет одновременно с количественным. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий:

- Которая по счёту белая палочка? (Если считать сверху вниз).

- А которая по порядку розовая палочка?

- Давайте теперь вместе посчитаем по порядку сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю палочку «один» и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам, считаем.

Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счёт.

На третьем этапе дети знакомятся со сложением и вычитанием, а так же решается ряд других математических задач.

Игры и упражнения третьего этапа рекомендуются для детей подготовительной группы.

Предлагаютсязадания:

1. «Покажите такую же палочку, как у меня».

2. «Разложите палочки по цвету». Перед каждым ребенком на столе набор палочек, в котором по 3 палочки одинакового цвета.

3. «Какого цвета палочка?»

4. «Покажи большую (маленькую) палочку», «Разложи палочки кучками: большие к большим, маленькие к маленьким», «Какой величины палочка, большая или маленькая?»

Фото №4 Во всем мире широко известен дидактический материал разработанный бельгийским математиком Х

5. «Покажи длинную (короткую) дорожку», «Покажи широкую (узкую) дорожку», «Покажи высокий (низкий) столик».

6. «Назови, какой высоты столбик?»

7. «Цифра и цветная палочка». Показываю карточку с цифрой, а дети палочку - «цветную цифру». Затем показываю цветную палочку, а дети карточку с соответствующей цифрой. «Почему ты показал карточку с этой цифрой?»

Фото №5 Он предназначен для обучения Фото №6 Математические представления ФЭМП математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы

Процесс формирования математических представлений способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать.

Использованная литература

1. Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

2. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников». - СПб., 1997.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно — речевом развитии дошкольников» Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребёнка Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателяна занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются.

Использование комплексного подхода в речевом развитии детей 4–5 лет Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Использование мнемотаблиц и схем в познавательно-речевом развитии дошкольников Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Конспект НОД по конструированию из палочек Кюизенера «В гостях у сказки»Конспект НОД по конструированию из палочек Кюизенера «В гостях у сказки» Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Область: познавательно-речевое развитие. Конструирование.

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера Цель: Закрепить умение детей моделировать числа, свойства, отношения, зависимость между ними с помощью цвета и длинны. Развивать активность.

Конспект НОД с детьми средней группы с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера тема: «Мышата потерялись»Конспект НОД с детьми средней группы с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера тема: «Мышата потерялись» Цель: Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам символизации и моделирования. Задачи: Образовательные :.

Конспект НОД в средней группе «Приключение в зимнем лесу», с использованием новых технологий в познавательно-речевом развитии Цель: • закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о зиме, зимующих птицах; • развивать познавательный интерес к окружающему.

Конспект открытого занятия «Путешествие по сказкам» с использованием палочек КюизенераКонспект открытого занятия «Путешествие по сказкам» с использованием палочек Кюизенера Конспект открытого занятия «Путешествие по сказкам». Подготовила воспитатель Iквалификационной категории Чиркина Е. Н. Цель: - Совершенствовать.

Проектная работа «Использование развивающих игр на занятиях по математике» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Проектная работа «Использование развивающих игр на занятиях по математике».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии на занятиях по математике детей второй младшей группы
Опубликовано: 2 июля 2015 в 23:06
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии на занятиях по математике детей второй младшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Пономарёва (УИ 351974) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД