Светлана Алехина
Использование мнемотаблиц и схем в познавательно-речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у детей дошкольного возраста плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
Публикация «Использование мнемотаблиц и схем в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
• односложная, состоящая из простых предложений речь;
• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
• недостаточный словарный запас;
• употребление нелитературных слов и выражений;
• бедная диалогическая речь;
• неспособность построить монолог;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• отсутствие навыков культуры речи;
• плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. (слайд 2)
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны
с полноценным развитием речи. (слайд2)
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. (слайд 3).
Особое место в моей работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц.
В мнемотаблице можно изображать практически все – т. е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
(Слайд 4) Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для :
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихотворений.
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов (слайд 5)
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
Результат моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу за 2013 – 2014 учебный год. На начало года количество детей с плохо развитой речью составляла 69%. К концу учебного года количество детей с плохо развитой речью уменьшилось до 51 %, таким образом, у 18 % детей улучшилась связная речь, понимание речи, уменьшилось количество грамматических и лексических ошибок.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению