Ляйсан Тукбулатова
Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками
Слайд 1
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно сводится не только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и символами.
Публикация «Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам, к которым относится широко известные во всем мире дидактические материалы, разработанные бельгийским математиком Джорджем Кюизенером и венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
Слайд 2
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками".
Слайд 3
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и длины. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук,
бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук.
Слайд 4
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. В "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубики белого и черного цвета образуют отдельное "семейство".
Слайд 5
Игры с палочками Кюизенера позволяют решать следующие задачи:
1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.
2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.
4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.
7. Развивать умение работать в коллективе.
Слайд 6
Игры и упражнения с палочками Кюизенера
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветом, размерами.
На этом этапе можно предложить выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
Слайд 7
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
«Поезд»
Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки.
Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон, какого цвета стоит четвертым? Какой, по цвету, вагон стоит между белым и голубым? Какой он по порядку?
Слайд 8
Палочки можно использовать для изучения состава чисел.
Состав числа 10.
• Найди в наборе палочку 10.
• Какого она цвета?
• Найди в наборе 2 такие палочки, чтобы по длине они вместе были такие же, как палочка 10. Докажите.
• Из каких чисел состоит число 10? (рассмотреть все варианты)
• Составление числового домика.
Слайд 9
Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.
Строим высокие и низкие заборы.
Какой вагон длиннее и выше? Почему?
Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты.
Строим мосты различной длины и ширины.
Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей.
Слайд 10
Также в работе с детьми дошкольного возраста успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Слайд 11
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Слайд 12
Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Задачи:
• Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
• Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения
• Развитие творческих способностей.
Слайд 13
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.
Слайд 14
Примерные логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.
«Посели жильцов в домики»
Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
Слайд 15 «Раздели группы»
Нужно распределить фигуры между двумя детьми таким образом, чтобы одному достались все круглые, а второму все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.
Слайд 16
«Найди клад»
Перед ребенком лежат 8 блоков. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад : монетку или картинку – щенок.
Ведущий карточками – символами пишет письмо.
Ребенок должен найти клад.