Светлана Прокофьева
Использование пальчиковой гимнастики и игр как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Язык и речь представляют собой важнейшие средства для общения между людьми, познания окружающего мира, а также для развития мышления, воображения, памяти и эмоций. Они необходимы для воспитания и обучения, становясь основным каналом передачи культурных ценностей от одного поколения к следующему. Развитие монологической речи в устной форме у дошкольников закладывает фундамент для успешного обучения в школе. Дошкольный возраст является периодом интенсивного освоения разговорного языка, а также становления и развития его основных аспектов: фонетики, лексики и грамматики. Полное владение родным языком в этот период играет ключевую роль в интеллектуальном, эстетическом и нравственном воспитании детей. Чем раньше начнется обучение родному языку, тем увереннее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.
Публикация «Использование пальчиковой гимнастики и игр как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основные задачи речевого развития – формирование звуковой культуры, расширение и активизация словарного запаса, освоение грамматического строя языка, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного периода, но на каждом возрастном этапе содержание работы с речью усложняется, и методы обучения постепенно изменяются.
Исследования психологов, физиологов и педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывают, что развитие моторики рук тесно связано с формированием речи и мышления ребенка, оказывая значительное влияние на деятельность нервной системы:
1. Упражнения и ритмические движения пальцами индуктивно активизируют речевые центры мозга и усиливают координацию речевых зон, что стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальцами создают положительный эмоциональный фон, развивают навыки подражания взрослым, учат вслушиваться и понимать смысл сказанного, повышая речевую активность ребенка.
3. У ребенка формируется умение концентрировать и правильно распределять внимание.
4. Если ребенок выполняет упражнения с короткими стихотворными строками, его речь становится четче, ритмичнее и ярче, усиливается контроль над движениями.
5. Развивается память, так как ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность действий.
6. Формируются воображение и фантазия: освоив множество упражнений, ребенок может "рассказывать" истории с помощью движений рук.
7. Выполняя пальчиковые упражнения, кисти и пальцы ребенка становятся сильными, подвижными и гибкими, что облегчает освоение письма.
8. Развитие речи также улучшается благодаря кинетическим импульсам от пальцев. Как правило, ребенок с высокой моторной активностью мелких движений умеет логично рассуждать, у него хорошо развиты память, внимание и связная речь.
Развитие устной речи у ребенка начинается тогда, когда точность движений пальцев рук достигает определенного уровня. Электрофизиологические исследования показывают, что ритмичные движения пальцами стимулируют слаженную работу лобных (речевой двигательный центр) и височных (сенсорная зона) областей мозга, что означает, что речевые функции формируются под воздействием сигналов, поступающих от пальцев рук. Это играет важную роль как для своевременного развития речи, так и в случае задержек в ее развитии. Более того, установлено, что движение руки, глаз и мыслительный процесс ребенка происходят с одинаковой скоростью, поэтому регулярные упражнения для пальцев являются эффективным способом активизации работы головного мозга. Пальчиковые упражнения помогают кистям и пальцам рук обрести силу, подвижность и гибкость, что облегчает обучение письму. Пальчиковые игры, созданные на основе фольклора, максимально полезны для дошкольников : они содержательны, увлекательны и методически проработаны. Пальчиковая гимнастика – занятие, которое дети любят и которое приносит большую пользу. Простые упражнения заставят ребенка постараться, а игровые элементы улучшат координацию пальцев и кистей. Начинать следует с самых простых заданий, выполняемых медленно, по 3-5 раз для каждой руки, а затем – для обеих рук одновременно.
Упражнения для кистей рук способствуют:
• развитию способности подражать;
• обучению напряжению и расслаблению мышц;
• тренировке удержания пальцев в определенном положении;
• обучению смене одного движения на другое.
Статические упражнения для пальцев :
• совершенствуют уже освоенные навыки на более высоком уровне, требуя высокой точности.
Динамические упражнения для пальцев :
• развивают координацию движений;
• помогают освоить сгибание и разгибание пальцев;
• учат противопоставлять большой палец остальным.
Существует несколько типов пальчиковых игр :
1. Игры с пальцами.
2. Игры с использованием палочек и цветных спичек.
4. Игры с использованием стихотворений.
5. Физкультминутки и пальчиковая гимнастика.
6. Пальчиковый алфавит.
7. Театр пальцев.
8. Теневой театр.
Пальчиковые игры обладают рядом особенностей:
• универсальностью – их можно проводить в любом месте и в любое время;
• кратковременностью – занимают обычно 2-5 минут;
• активным, но безопасным физическим контактом в парных и групповых играх;
• возможностью невербального общения, использованием жестов в «молчанках»;
• разнообразием вариантов одной игры с разными правилами, где задачи усложняются как для двигательных, так и для мыслительных процессов.
Таким образом, пальчиковые игры – это своего рода сценки с рифмованными историями и сказками, которые изображаются пальцами. Во многих играх участвуют обе руки, что помогает детям освоить понятия "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и другие. Повторяя движения взрослых в этих играх, дети активизируют моторику рук, развивая ловкость, способность управлять движениями и концентрироваться на одном занятии.
Формы занятий для развития мелкой моторики рук делятся на традиционные и нетрадиционные. К традиционным методам относятся:
• самомассаж кистей и пальцев (поглаживание, разминание);
• игры с пальчиками, сопровождаемые речью;
• пальчиковая гимнастика без словесного сопровождения;
• графические упражнения, такие как штриховка, дорисовка, графический диктант, соединение точек, продолжение ряда;
• предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком и водой, рисование мелками или углем;
• игры с использованием мозаики, конструкторов, шнуровок, составление картинок из частей, игры с вкладышами, сборка матрешек;
• кукольные театры, включая пальчиковый, варежковый, перчаточный и театр теней;
• игры, развивающие тактильное восприятие, такие как "Гладкий - шершавый", "Найди на ощупь похожий", "Чудесный мешочек".
К нетрадиционным методам относятся:
• самомассаж кистей и пальцев с использованием грецких орехов, карандашей или массажных щеток;
• игры с пальцами с применением различных материалов, включая подручные, природные и хозяйственно-бытовые.
Гимнастика для пальцев делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендована как первый этап для детей с низким уровнем развития мелкой моторики, затем следует переход к активным упражнениям.
Все упражнения проводятся в игровой форме, а уровень их сложности подбирается в зависимости от степени развития мелкой моторики ребенка.
Пассивная пальчиковая гимнастика
Массаж кистей рук
Массаж не должен доставлять ребенку неприятных ощущений. Объясните малышу, что вы будете "согревать ручки". Рекомендуется использовать следующие приемы : поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Движения выполняются от кончиков пальцев к запястью. Процедура длится 3–5 минут ежедневно или через день, продолжительностью 10–12 сеансов. При необходимости курс можно повторить через месяц.
Во время поглаживания движения должны быть плавными и медленными, кисть двигается в разных направлениях.
При растирании усилие давления увеличивается – рука слегка сдвигает кожу, но при этом движения не должны причинять ребенку дискомфорт; растирание должно быть легким.
В процессе вибрации полусогнутыми пальцами наносится серия легких, быстрых ударов. Рекомендуется выполнять массаж одной рукой, в то время как другая фиксирует руку ребенка.
Упражнения
• Поднятие пальцев. Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Взрослый придерживает кисть одной рукой, а другой поднимает каждый пальчик поочередно.
• Сгибание пальцев. Рука ребенка ладонью вверх на столе. Взрослый фиксирует кисть и поочередно сгибает пальчики.
• Круговые движения пальцев. Рука ребенка согнута в локте, а локоть опирается на стол. Придерживая кисть одной рукой, другой выполняют круговые движения каждым пальцем по очереди.
Игровые упражнения
• "Моторчик" – Руки сцеплены в замок, большие пальцы вращаются вокруг друг друга, постепенно ускоряясь, стараясь не касаться ладоней.
• "Кулак - ребро - ладонь" – Последовательное выполнение трех положений: сжатый кулак, ладонь поставлена ребром на столе, и ладонь полностью прижата к поверхности стола. Выполняется сначала одной рукой, затем другой и, наконец, двумя руками одновременно.
• "Ухо-нос" – Левой рукой ребенок берется за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Затем одновременно опускает руки и меняет их положение.
• "Симметричные рисунки" – Рисование обеими руками в воздухе симметричных, зеркальных форм, например, круглых предметов, таких как яблоко или арбуз. Важно, чтобы ребенок следил за движением своих рук.
• "Горизонтальная восьмерка" – Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку сначала одной рукой, затем другой, и, наконец, обеими руками вместе. Повторить три раза.
• "Перетяжки" – Участники сцепляют два или три пальца и пытаются перетянуть друг друга.
• "Колечки" – Большой и указательный палец правой руки образуют большое кольцо, а мизинец и большой палец левой – маленькое кольцо. Пальцы обеих рук поочередно соединяются с большими пальцами, так чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой – большое.
• "Марионетки" – Дети представляют себя марионетками, подвешенными за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, остается неподвижной, а остальная расслаблена и "болтается". "Марионетку" дергают за веревочку с разной скоростью.
• "Кулачки" – Ребенок сгибает руки в локтях и начинает ритмично сжимать и разжимать кулаки, постепенно ускоряясь, пока не почувствует усталость. Затем руки расслабляются и встряхиваются.
Активная гимнастика для пальцев
Эти упражнения помогают поднять энергетический уровень ребенка, расширить его знания о своем теле и улучшить тактильную чувствительность.
1. Самомассаж ушей
Ребенок зажимает мочку уха между большим и указательным пальцами, после чего массирует ухо вдоль его края, от нижней части к верхней и обратно.
2. Самомассаж боковых частей ладоней
Ребенок десять раз постукивает ребром правой ладони по внутренней стороне левой, затем меняет руки и повторяет несколько раз.
3. Хлопки с расправленными пальцами
Ребенок хлопает в ладоши, разводя пальцы, чтобы они соприкасались. Затем выполняет хлопки кулаками, поворачивая их сначала вверх, затем вниз, наружу и внутрь.
4. Массаж головы
Слегка согнутыми пальцами ребенок выполняет плавные движения от ушей к макушке.
5. Массаж руки
Ребенок сжимает кисть противоположной рукой и массирует, двигаясь от запястья и обратно, затем от плеча к локтю и в обратном направлении. Повторяет с другой рукой.
Упражнения для развития подвижности и гибкости пальцев
1. "Бодание" кулачками
Ребенок сжимает руки в кулаки и прижимает их друг к другу, как будто "бодается". Повторяет несколько раз.
2. "Проверка сцепления"
Ребенок сцепляет пальцы "в замок", приоткрывает кулаки и сжимает их, затем тянет руки в разные стороны. Повторяет, меняя положение рук.
3. "Давай обнимемся"
Сцепив пальцы обеих рук, ребенок надавливает подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней. Повторяет несколько раз.
4. "Пальчики прыгают"
Ребенок сначала соединяет ногти пальцев обеих рук (большой с большим, указательный с указательным и так далее, затем резко распрямляет пальцы, соприкасаясь подушечками. Повторяет поочередно.
5. "Карандаш"
Ребенок держит карандаш между большим и указательным пальцем правой руки и слегка покачивает, имитируя маятник. Повторяет с левой рукой, затем проделывает то же с остальными пальцами.
6. "Бусики — горошки"
Похлопывая по внутренней стороне ладони одной рукой, ребенок повторяет движение другой рукой, меняя руки несколько раз.
К концу дошкольного возраста ребенок должен свободно называть пальцы на руках, ориентироваться в понятиях "вверх", "вниз", "право", "лево", и выполнять различные задания на развитие мелкой моторики, такие как раскрашивание, вырезание, соединение линий. В этом возрасте можно также вводить занятия по бисероплетению, работе с иглой и ниткой, что способствует развитию самостоятельности и ловкости пальцев, необходимых для интеллектуального роста.
Пальчиковая игра "Фонарики"
Поставьте ладони перед собой, выпрямите и раздвиньте пальцы. На словах "Фонарики зажглись!" выпрямите пальцы, на "Фонарики погасли!" – сожмите. Повторите несколько раз.
Сжимайте и разжимайте пальцы по очереди на счет "раз-два". Сначала выпрямлена правая рука, а левая сжата, затем наоборот. Постепенно увеличивайте темп.
Лыжник
Исходное положение, как при выполнении упражнения «Человечек», но указательный и средний пальцы надо поставить на 2 плоские счетные палочки. Это «лыжник на лыжах».
Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок «едет» скользящими движениями по столу.
Утром на лыжах кататься пошли, Быстро до леса на лыжах дошли. Время к обеду — весь лес обошли. Дружно на лыжах домой мы пришли.
Пальчиковые игры для детей с ЗПР (по лексическим темам).
«ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши) Куклы Катины сидят: (стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.) И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают в ладоши) Мы игрушки сосчитать. (стучат кулачками).
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого) Листья рябины,
Листики тополя, Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными
пальчиками)
«КАПУСТА»
Мы капусту рубим,рубим (дети делают резкие движения)
Мы морковку трем,трем (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, движениями к себе и от себя)
Мы капусту солим,солим (имитируют посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем,жмем (интенсивно сжимают и разжимают пальцы)
В кадку все утрамбовали (потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали (ставят кулак на кулак.)
«ФРУКТОВЫЙ САД»
У бабушки в деревне (руки на столе ладонями вниз, разводить пальцы правой руки в стороны)
Растет фруктовый сад. (руки на столе ладонями вниз,разводить пальцы левой руки в стороны)
Там на деревьях сливы (руки согнутые в локтях, поднять вверх, пальцы широко развести в сторон.)
И яблоки висят, (опустить кисти вниз, свободно свесив пальцы) И груши прямо с дерева (повернуть ладони вверх, пальцы
расслаблены.)
Могу я собирать. (имитировать руками сбор урожая.)
Как хорошо у бабушки (хлопнуть в ладоши.)
Мне летом отдыхать! (развести руки в стороны)
«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»
Жили были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки) Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших) Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев) Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки, (загибают пальчики, начиная с больших) Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил
«НАШ ДОМ»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок) Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки «стены»)
Есть окошко в доме том. (складывают указательные пальцы «палочкой»,
остальные соединяют «крышей»)
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба) Дом готов, зовё м гостей: (показывают оба указательных пальца)
«Проходите поскорей!» (делают приглашающий жест рукой «Домашние животные».
Наша кошка из окошка (соединить все пальцы правой руки с большим.)
Наблюдает за дорожкой. (соединить все пальцы левой руки с большим.)
Там гуляет очень злой (соединить все пальцы обеих рук с большими.)
Пес – лохматый и большой. (правой рукой изобразить «собаку» :
большой палец поднять вверх, указательный согнуть и прижать к
остальным пальцам. «Дикие
животные».
Я сейчас вам назову, (руки лежат на столе ладонями вниз, разводить и
соединять пальцы правой руки) Кто живет в глухом лесу. (руки лежат на столе ладонями вниз,
разводить и соединять пальцы левой руки.)
Зайцы, белки, барсуки, (рука лежит на столе ладонью вниз)
Волк, медведи и ежи… (поднимать и удерживать на весу каждый палец, начиная с большого, сначала на правой руке, затем на левой,край ладони
не отрывать от стола)
«ЗИМА»
Падают первые с неба снежинки, (поднятые вверх руки медленно
опустить вниз, совершая легкие
колебательные движения пальцами.)
Легкие-легкие, словно пушинки, (соединить последовательно пальцы
обеих рук, начиная с больших.)
Медленно, плавно на землю ложатся, (соединенные вместе пальцы обеих
рук поворачивать то вверх, то вниз.)
Белым ковром под ногами искрятся. (положить ладони на стол, пальцы
широко развести в стороны : легко
«ТРАНСПОРТ»
Называть я транспорт буду: ( ладони прижаты друг к другу: делать
перетирающие движения (вперед-назад).
Поезд, лодка, самолет… (соединять последовательно большие,
указательные и средние пальцы обеих
рук между собой.)
Про автобус не забуду (соединить безымянные пальцы обеих рук)
И машину-вездеход (соединить мизинцы обеих рук.)
«ПОВАР»
Повар готовит обед, (ребром ладони правой руки стучать по ладони левой руки.)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (загибать большой палец правой руки.) И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (загибать указательный палец правой руки.) В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой, (загибать средний палец правой руки.)
Угли бьет поварешкой. (загибать мизинец правой руки.)
Сахар сыплет в бульон (пальцы собрать в щепоть и как бы сыпать сахар. И очень доволен он! (развести руки в стороны.)
«БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ»
Как у нас семья большая (хлопки в ладоши и удары попеременно) Да веселая:
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы) Два Степана у сметаны — объедаются. (загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки - питаются. (загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке — качаются. (загнуть мизинцы)
Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР происходит при выполнении специальных упражнений, которые улучшают функционирование психических процессов отстающих в развитии детей : мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, стимулируют их развитие, а также усиливают позитивное воздействие на работоспособность, повышают продуктивность деятельности детей на занятиях. В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». И это подтверждает мониторинг развития речи. Дети научились выполнять графические диктанты, стали лучше ориентироваться на плоскости листа, улучшилась зрительно- моторная координация, у детей сформирована тактильная чувствительность, они избавились от монотонности речи, стали эмоциональнее и выразительнее. Дети активно участвуют в театральной деятельности, в праздниках и развлечениях.