Елена Некрасова
Занятие по обучению рассказыванию с помощью схем и модулей в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Обучение рассказыванию с помощью схем и модулей»
Воспитатель: Некрасова Е. В.
Программное содержание: Воспитывать у детей, используя разные приемы и педагогические ситуации, интерес к различным по содержанию художественных произведений.
Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Публикация «Занятие по обучению рассказыванию с помощью схем и модулей в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Расширять знания детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.
Развивать воображение и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов.
Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (цвету).
Формировать у детей правильную осанку во время всех частей занятия, способствовать двигательной активности детей.
Материал и оборудование: Книжка «Заюшкина избушка», мягкая игрушка - Зайка. Иллюстрации с изображением: зайца, лисы, собаки, и медведя. На каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Заюшкина избушка», в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета, по 2 квадрата – избушки (ледяная (голубой) и лубяная (коричневый). Магнитная доска с крупными условными заместителями персонажей сказки, магниты.
Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», драматизация сказки, аппликация «Избушка ледяная и лубяная», обучение рассказыванию по схеме, обыгрывание сказок при помощи предметов – заместителей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
Дети стоят полукругом. Звучит магнитофонная запись. Раздается стук в дверь. Появляется зайка. Здоровается с детьми, говорит, что он заблудился, просит детей помочь ему вернуться в свою сказку.
- Поможем нашему Зайке? («Да!»). Для того, чтобы Зайка вернулся в свою сказку нужно выполнить несколько заданий. Первое задание: сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года в нем говорится.
Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом.
Побелели дорожки, тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, словно в сказке.
Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучили белоснежные шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их словно детишек, тоже в белые шубки одели.
Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, дети выбежали на санках да на коньках кататься, в снежки играть, и такая тут потеха пошла, что мороз не мороз.
- О каком времени года рассказ? Как вы догадались? (Ответы детей)
- Что за шубы и шапки на деревьях? (Ответы детей) Молодцы.
- Второе задание: надо по схеме рассказать о разных животных.
Кто хочет рассказать про зайчика, какой он?
Дети рассказывают по схеме.
Название животного?
Дикое оно или домашнее?
Какие части тела есть, их особенности?
Как называется его дом?
Как называются детеныши животного?
Чем питается животное?
- Молодец. Кто хочет рассказать про лисичку (Медведя, собаку?
- Молодцы, ребята, правильно все рассказали.
Игра –Танец «Изобрази героя».
Детям предлагается потанцевать под вальсовую, или плясовую музыку. Станцуй как «Зайчик», «Лисичка», «Медведь». Ребёнок должен выразить в танце образ.
Дети садятся за столы
-Я знаю, вы любите сказки. В каких сказках действия происходят зимой?
(«Рукавичка», «По-щучьему веленью», «Заюшкина избушка»)
- Какими словами можно начать сказку?
(Жили – были, это было зимой)
- А закончить сказку?
(Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец; и стали они жить – поживать, добра наживать).
- И последнее задание: мы с вами, ребята, должны рассказать и показать сказку.
- Я предлагаю рассказать и показать сказку «Заюшкина избушка».
- Давайте вспомним, героев этой сказки.
(Зайчик, лиса, собака, медведь, петух).
- Ребята, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т. д.)
- А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).
- Почему не помогли зайчику собака и медведь? (Они струсили и убежали).
- Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый).
- Возьмите конверт, на котором нарисован круг. Достаньте все, что есть в конверте. (Дети выполняют задание).
- Какие геометрические фигуры у вас? (Круги). Чем они похожи? Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).
Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Собака– какой круг, почему? Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного).
Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы – ледяная (голубая, зайца – лубяная (коричневая, из бревен) и есть еще кустик). А теперь слушаем сказку и составляем.
Рассказываю сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.
- Ребята, кто хочет рассказать сказку самостоятельно. Может не целиком - но так, чтобы наш герои узнал свою сказку и вернулся в нее. Хорошо? («Да»).
Заяц хвалит детей, говорит, что они молодцы, правильно справились с заданием, рассказали и показали сказку, ответили полно на вопросы по содержанию сказки, и теперь он смело может вернуться в свою сказку, в избушку и жить там, поживать, нас с вами в гости поджидать.
Заяц уходит, дети его провожают.