Инна Филенкова
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста «Волшебные краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно – творческий
Тип проекта: долгосрочный
Продолжительность проекта: 1 год
Руководитель: Филенкова Инна Петровна
Участники: родители, дети
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие;
• Художественно – эстетическое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие.
Актуальность:
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста „Волшебные краски“» размещена в разделах
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребёнком. Главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Таким образом, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционного рисования является актуальной и благоприятно сказывается на развитии творческих способностей детей.
В своей работе мы опирались на следующие подходы в обучении:
• Развитие способностей в деятельности. Развитие способностей ребенка происходит через простые подражательные действия, сотворчество с взрослым, к самостоятельности и инициативе решения поставленных задач.
• Личностно – ориентированных подходов. Используем формы воспитания и образования детей с учетом возрастных и психологических особенностей.
• Системный подход. Он основан на создании единого воспитательно-образовательного пространства, на обучении детей от простого к сложному, систематичной работе с детьми.
Цель проекта:
Создание системы работы по развитию у детей раннего возраста творческих способностей путем внедрения в педагогический процесс техник нетрадиционного рисования.
Задачи проекта:
Обучающие:
• Способствовать формированию навыков художественных действий с различным художественным материалом
• Познакомить детей с различной техникой : рисование пальчиками, ладошкой, тычками и др.
• Способствовать возникновению интереса к экспериментированию.
Развивать способности, заложенные в каждом ребенке:
• Мелкую моторику;
• Воображение;
• Мышление;
• Активизировать интерес к рисованию.
Воспитывать:
• Эмоциональную отзывчивость к окружающему миру
Предполагаемый результат:
• Сформированность у детей:
• навыков художественных действий с различным нетрадиционным материалом;
• развитие мелкой моторики рук;
• улучшение цветовосприятия;
• повышение уровня воображения;
• эмоциональной отзывчивости к окружающему миру
• Реализация проекта поможет детям раннего возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
• Предварительная работа:
• сбор информации, работа с методической литературой;
• проанализировать многообразие техник нетрадиционного рисования и выявить приемлемые для работы с детьми раннего возраста
• составление плана работы над проектом;
• подготовка к выступлению на родительской встрече на тему: «Значение использования нетрадиционных техник рисования у детей раннего возраста»;
• анкетирование по проблеме.
• Роль родителей в реализации проекта:
• Родители деятельные участники в реализации проекта.
Работа с родителями – важная составляющая деятельности педагога. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи велась в нескольких аспектах:
- объяснение значимости нетрадиционных приемов рисования;
- расширение знаний родителей о роли нетрадиционных техник изодеятельности, о роли цвета и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье (где ребенок использует в своих рисунках нетрадиционные приемы рисования, цвет).
Мы в беседах с родителями давали советы, как знакомить детей с нетрадиционным приемом, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т. д. ; как организовать занятие по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать, какие художественные материалы используются в работе с детьми. Были разработаны консультации для родителей.
Было проведено открытое занятие для родителей. На групповых информационных стендах также отражается материал по данному направлению.
Вопросы формирования изобразительных и технических умений у детей раннего возраста были предметом обсуждения на родительских встречах.
Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Продукт проектной деятельности:
Конспекты занятий художественного эстетического цикла:
«Рисуем дождик», «Горох для воробьёв», «Бусы из ягод»,
«Фонарики на Ёлке», «Осминожки», «Тюльпаны для мамы»,
«Божья коровка», «Салют».
Консультации для родителей.
Родительские встречи: «Цветные ладошки», «Волшебные ниточки».
Мастер-класс для родителей: «Рисуем всей семьёй».
Развлечения: «Краски спрятались», «Краски потерялись», «Краски ушли в гости»
Мультимедийные презентации:
«Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционного рисования»;
«Рисуем пальчиками»;
«Разноцветные ладошки».
Формы представления результатов:
Анкета для родителей: «Любит ли Ваш ребенок рисовать?»
Консультации для родителей:
«Рисование нетрадиционными способами»;
«Путешествие в страну Изобразилия»;
«Нетрадиционное рисование для детей раннего возраста»;
«Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»
Диагностика развития интереса к действиям с различными изобразительными материалами, созданию изобразительного образа.
Схема реализации проекта:
Формы и методы работы:
• художественная мастерская;
• музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т. д.
• презентации;
• беседы;
• наблюдения;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
• создание проблемной ситуации;
• игры на развитие художественного воображения:
«Расколдуй картинку», «На что это похоже», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «О чем рассказала музыка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка».
Этапы работы над проектом:
Подготовительный
• Совместное планирование деятельности;
• Подбор методической литературы;
• Составление планов работы.
Практический
Обеспечение условий для реализации проекта:
• Разработка образовательных маршрутов для участников проекта
• Совершенствование и расширение уголка «Художественное творчество»;
«Родительский всеобуч» :
• просвещение родителей по вопросам использования нетрадиционных техник рисования
• разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
Заключительный (аналитический) :
• Обработка результатов в ходе реализации проекта;
• Диагностика для выявлений у детей умений и навыков по использованию в работе нетрадиционного материала для рисования
Проект построен на следующих положениях:
• Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания окружающего мира. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного, наглядного материала, который направлен на заинтересованность.
• Полученные знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;
• Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с нетрадиционными техниками рисования с учетом его индивидуальности;
• Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество.
К концу реализации проекта дети:
• проявляют интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают взрослым о своих интересах в рисунке;
• видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что, получается; делятся своей радостью;
• умеют пользоваться нетрадиционными средствами рисования
• начинают выполнять изображение,