Лучший педагог года

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития воображения у детей дошкольного возраста

Виолетта Ширяева
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Термин «нетрадиционный» подразумевает под собой использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, привычными.

Н. Г. Салмина, исследовала нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их влияние на развитие воображение дошкольников, утверждая что при учёте возрастных особенностей дошкольников, ведущей потребностью является познавательная и творческая активность, игра, именно поэтому техники с использованием непривычных для ребенка материалов, являются для него не только увлекательным занятием, но и необычной игрой, в которой ребенок увидит результат, которым он сможет быть доволен [5].

Публикация «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

С помощью нетрадиционных методик и материалов педагогу предоставляется возможность развить интерес дошкольников к изобразительному искусству и доказать, что с помощью простых на первый взгляд материалов и техник можно творить настоящее волшебство, развивая тем самым детское воображение [5].

Необычные материалы и оригинальные техники заинтересуют детей тем, что они смогут рисовать все, что захотят и как захотят, и даже изобретать и создавать свою собственную технику. Нетрадиционные приемы образной деятельности повышают работоспособность коры головного мозга, стимулируют развитие мышления ребенка, развивают мелкую моторику рук, вызывают целую гамму эмоций, помогают раскрыть характер ребенка и его индивидуальность. ; они позволяют разнообразить способности ребенка к рисованию, стимулируют изучение визуальных возможностей материалов и, как следствие, способствуют развитию творческого воображения [8].

В психологии нетрадиционные техники изобразительной деятельности - это новые направления в искусстве (рисование ладошкой и пальцами,рисования «оттиск и печать», рисования «способом «тычка»»,печать по трафарету, монотипия, рисования «сыпучими материалами»,«выдувание» или «кляксография»,«граттаж» и «фронтаж» и др., которые помогают развить ребенка всесторонне [5].

В педагогике понятие «нетрадиционные техники изобразительной деятельности» рассматривается следующим образом:

К. Шилина считает, что нетрадиционные техники изобразительной деятельностиэто способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т. д. [7].

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, как полагает Н. Н. Колваль – это техники, которые используют необычный материал и способ для создания рисунка, при этом дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным [4].

В педагогике ДОО, нетрадиционные техники изобразительной деятельности по мнению К. Шилиной – это технологии, которые используют ладошки, пальцы, мятую бумагу, поролон, пробки, оттиски, ватные палочки и другие нестандартные материалы, которые дают толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности [7].

А. В. Леонтьева говорила о том, что под нетрадиционными техниками изобразительной деятельности понимается направление в творчестве, обозначающее искусство изображения без опоры на традиционные средства, которые дают толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Нетрадиционные приемы изобразительной деятельности демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, преимуществом таких методик является универсальность их использования. Технология их реализации интересна и доступна как взрослым, так и детям [5].

По мнению А. В. Леонтьевой [5] нетрадиционные техники изобразительной деятельности хорошо развивают воображение ребенка, так как они:

- способствуют развитию речи, чувств ребенка;

- позволяют в доступной форме обучать детей, развивать их интеллект и воображение;

- учат выполнять действия мысленно, только посредством образов;

- способствуют планированию будущего посредством постановки целей и осмысления путей достижения мечты;

- помогают ребенку раскрыть свои таланты и самореализоваться.

Н. Н. Колваль полагает, что возможности развития воображения с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности следующие :

1. Происходит формирование у детей умение предварительно продумывать содержания образа, способов и последовательности его воплощения.

2. Стимулируется активность, самостоятельность, инициатива детей в придумывании содержания и способов изображения.

3. Дети побуждаются к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов [4].

Т. Н. Доронова полагает, что при использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности дошкольники используют следующие приемы воображения : агллютинацию; гиперболизацию; акцентирование; типизацию; схематизацию [3].

В тоже время Г. Н. Давыдова [2] считает, что использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет развивать различные типовые приемы фантазирования, направленные на развитие воображения :

- увеличение-уменьшение;

- дробление-объединение;

- оживление-окаменение;

- специализация-универсализация;

- преобразование свойств времени;

- приём «Наоборот».

Развитие воображения при использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности, по мнению И. А. Андреевой [1] предполагает:

- развитие всех видов и форм воображения - пассивного и активного, абстрактного и конкретного, репродуктивного и продуктивного, а также стимулирование процесса его трансформации из одного в другое;

- формирование и совершенствование психических процессов: восприятие, память, мышление, чувства, лежащие в основе продуктивного воображения;

- развитие ассоциативного мышления, обеспечивающего сложность и богатство образов, создаваемых воображением;

- формирование и совершенствование базовых операций представления;

- развитие способности переносить операции и приемы воображения из одной области в другую;

- совершенствование и обогащение методов анализа, интерпретации, отбора и преобразования визуальных образов.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более расслабленными, смелыми, прямолинейными, развивает воображение и дает им полную свободу самовыражения. Эти техники позволяют создавать очень выразительные художественные образы даже для тех, кому трудно выразить себя. Каждый может выбрать наиболее близкий ему метод рисования. Главное, что нетрадиционные приемы изобразительной деятельности помогают поддерживать у детей позитивное отношение к изобразительной деятельности и удовлетворяют потребность в художественном самовыражении. [6]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева И. А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения. М. : Современная школа (Букмастер, Интерпрессервис, 2016. 1000 c.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. : Скрипторий, 2017. 315 с.

3. Доронова Т. Н. Я учусь рисовать. Пособие для детей 4-5 лет. М. : АСТ, 2017. 566 c.

4. Колваль Н. Н. Рисование красками. 4-5 лет. М. : Ранок,2017. 244 c.

5. Леонтьева А. В., Николаева Л. В. Нетрадиционная техника рисования в творческом развитии дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-7. С. 1014-1016.

6. Салмина Н. Г. Учимся рисовать. Рисование, аппликация и лепка. М. : Вентана-Граф, 2019. 885 c.

7. Фарман И. П. Воображение в структуре познания. М. : ИФРАН, 2018. 610 c.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Деревья зимой»Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Деревья зимой» Цель: Вызвать творческий интерес у детей к рисованию нетрадиционной техникой рисования- пальчиковая живопись. Задачи: 1. Продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития воображения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 июня 2024 в 09:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития воображения у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виолетта Ширяева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД