Чулпан Мурадымова
Роль развития мелкой моторики рук во всестороннем развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! ЯМурадымова Чулпан Нурисламовна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ д/с № 8 «Теремок». Мой стаж работы 7 лет.
Сегодня, я хотела бы поделиться с вами опытом работы по теме «Роль развития мелкой моторики рук во всестороннем развитии детей дошкольного возраста».
Публикация «Роль развития мелкой моторики рук во всестороннем развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что мелкая моторика и координация движений пальцев рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальный готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Постепенно сформировалась игротека «Пальчиковыйигротренинг»
В игротеку вошли такие игры как:
1. Игры с пальчиками.
2. Пальчиковые игры с палочками.
3. Пальчиковые игры с потешками.
4. Пальчиковые игры со стихами.
5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
6. Пальчиковый театр.
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности – лепке, рисовании, аппликации, конструировании. В Образовательной деятельности я использую нетрадиционную технику рисования; природный материал;занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.
Для развития речевых навыков я использую упражнения самомассажа пальцев и кистей рук (поглаживание, растирание, разминание, они оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка.
Всестороннему развитию дошкольника способствуют и разнообразные игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно.
Для достижения желаемого результатавозникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярно. Для этого я использую разные формы работы:
1. Специально организованная деятельность;
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми;
3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В группе совместно с родителями были созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
Определив основное направление в работе, постоянно ищу новые пути создания такой пространственно- предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев. Поэтому мной созданы различные дидактические игры, пособия которые я сделала своими руками; «Шнуровки», «Игры с пуговками», «Бизиборд», «Игры с прищепками», «Тактильные картины», «Пальчиковые театры», «Книжки-развивашки», «Сенсорные коробки», «Игры с крышками и фрутокрышками», «Тактильные карточки», «Подушки – пирамидки», «Веселый огород-осенний урожай»
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности - как лего-конструирование и образовательная робототехника.
Эта технология актуальна в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей.
- дает возможность мне объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
- формирует у детей познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.
Мои воспитанники конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор ЛЕГО помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Используя конструктор, я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются:
- способам соединения частей;
- развитию пространственного ориентирования, понимают понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- в коллективной работе, учатся согласовывать свои действия с действиями других детей;
- возникает интерес детей к созданию фигур и простых композиций из конструктора ЛЕГО;
- воплощению в конструктивной форме свои представления;
- условиям для самостоятельного творчества.
Использование ЛЕГО технологии в образовательном процессе проходит в двух основных организационных моделях, включающих:
1) совместную деятельность взрослого и детей;
2) самостоятельную деятельность детей.
Я прошла обучение в городе Казань по ЛЕГО- конструированию.
С педагогаминашего ДОУ провела мастер- класс на тему: «Конструирование и робототехника в ДОУ»
Для успешного освоения детьми Лего-конструирования, я разработала проект для средней группы «Леголандия», который реализовывается в данное время.
Конечно же, какая работа будет успешной без участия родителей?
В своей группе провела родительскую гостиную вместе с детьми,где родителю и ребенку отводились ведущие роли, им принадлежала инициатива. Я выполняла роль консультанта, снабжала родителя необходимыми сведениями и обучала их специальными умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играли, выполняли упражнения, а итогом становилось творческая деятельность- создание индивидуальных или коллективных работ, построек из конструктора LEGO и конечно же презентация своих работ. Вот что у нас получилось!
Данная форма работы позволило мне укрепить социальные связи. Это выражается в доброжелательном приглашении в семью, как сотрудников детского сада, так и родителей. В общении родительского коллектива наблюдается стремление к сотрудничеству.
Есть известное педагогическое правило: хочешь, что бы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица «Верная указка-не кулак, а ласка».