Анастасия Удод
Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ
В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с ОВЗ познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Публикация «Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Наиболее важным фактором, определяющим качество коррекционно педагогической работы с детьми с ОВЗ, является наличие специально подготовленного педагога, способного осуществить индивидуализацию обучения; организовать для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательную среду, обеспечивающую их социальное и познавательное развитие. Социально-значимой и творческой деятельности. Коррекционно-педагогическая работа направлена на :
1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении адаптированной программы.
2. Разносторонне развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. В дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) осуществляется работа по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья педагогом-психологом, учителями дефектологами-логопедами, социальным педагогом, музыкальным руководителем, воспитателями, медицинскими работниками. Осуществляется работа по психологическому сопровождению воспитанников и их родителей (законных представителей, так же нуждающихся в психологической помощи, преодолении мощного стрессового фактора - рождения в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наиболее целесообразными и эффективными являются: аромотерапия, песочная терапия, воскотерапия, хромотерапия, пуговичная терапия, су-джок терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи, способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развитию речи, развитию речевого дыхания и развитию мелкой моторики.
Одним из самых интересных и нетрадиционных приемов в логопедической работе с детьми можно назвать применение камешков «Марблс».
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета. Классические «Марблс» имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей. Стеклянный шарик «Марблс» – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей.
При целенаправленном использовании камешков на занятиях развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности. Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков.
При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно - моторная координация.
Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
Использование камешков «Марблс» возможно и в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а именно с речевым недоразвитием.
Систематические упражнения для пальцев не только стимулирует развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Движения пальцев рук стимулируют деятельности ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Выполнение заданий на развитие пальцевой моторики позволяет:
- регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей.
- совершенствовать психические процессы, тесно связанные с речью.
- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.