Ольга Некрасова
Использование нетрадиционных форм работы по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.
Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво обучая детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им.
Публикация «Использование нетрадиционных форм работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах
Особый интерес у творческих педагогов вызывают нетрадиционные формы обучения. Они дают возможность достигать в работе наиболее значимых результатов. Рассмотрим некоторые из них.
В системе дошкольного образования можно использовать различные формы экологического воспитания детей, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.
Экологическая тропа в детском саду – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей.
Экологические тропинки выполняют следующие функции:
1. познавательная;
2. оздоровительная;
3. развивающая;
4. ознакомительная.
Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.
Экологическая тропа проходит по территории детского сада.
Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе. Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.
На остановках имеются интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала. Например, остановки возле деревьев (береза, рябина, клен, туя, можжевельник, жасмн). В ходе экскурсий дети наблюдают, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она прекрасна во все времена года. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.
Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить отношение к нему в яркой эмоциональной форме. Хождение по траве босиком, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов.
Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах.
Экологическое воспитание не может существовать без продуктивной деятельности.
Дети рисуют, делают аппликации, поделки из природного и бросового материала. Мы рисуем природу и окружающий мир, частью которого являемся сами.
Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Читая и обсуждая текст сказки, воспитатель использует сюжетные мотивы, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывает театрализацию и кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам, задают детям вопросы, направленные на выяснение неописанных связей между героями, действиями, явлениями и ситуациями.
Очень эффективным являются создание мини-проектов. С детьми мы разработали мини-проект «Наши друзья-витамины». Дети совместно с родителями выбрали для изучения фрукт или овощ. Нашли информацию, полезные свойства, выучили стихи, сделали шапочки –маски и провели мини-презентацию. Устроили фруктово-овощное дефиле. Все ребятишки показали свои рисунки, рассказали о пользе выбранных фруктов и овощей, прочитали выученные стихи.
Мы участвовали в конкурсе «Сохраним нашу планету». Мы гуляем на эксплуатируемой кровле нашего детского сада и совместно с родителями организовали экологический уголок на прогулочном участке.
Обязательно в конце зимы организуем «огород на окне». Дети сами поливают, ухаживают за растениями, поворачивают их к солнышку, а в конце мая высаживаем в открытый грунт, в «Наш веселый огород». И все лето ходим ухаживать и наблюдать за нашими зелеными питомцами. В этом году тоже готовимся к посадкам.
Нетрадиционные формы работы позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанными с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности. И данная работа приносит свои результаты.
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая (Е. Смирнова)