Юлия Болдарева
Повышение двигательной активности детей средствами нестандартного оборудования.
▼ Скачать + Заказать документы
Василия Александровича Сухомлинского:
«Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого».
Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, необходимо развивать и поддерживать у них потребность к движению, физических нагрузок. Двигательная активность повышают работоспособность, являются источником жизненной энергии и способствуют долголетию, физическому совершенству.
Публикация «Повышение двигательной активности детей средствами нестандартного оборудования,» размещена в разделах
Движение - естественная потребность человека, мощный фактор поддержания нормальной жизнедеятельности. Именно движения расширяют функциональные возможности организма, а также улучшают самочувствие человека, создают уверенность, является важным фактором профилактики многих заболеваний человека.
Актуальность проблемы заключается в том, что в последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности, заметно выросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, химические добавки в продуктах питания, занятость родителей, малоподвижный образ жизни, все эти факторы неблагоприятно воздействуют на здоровья детей.
Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх.
Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель: найти пути формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного физкультурного оборудования, т. е. оборудования изготовленного своими руками из подручных материалов.
Понимая важность этой проблемы, и проанализировав состояние физического воспитания детей в дошкольном учреждении, мы поставили перед собой задачи:
-повысить интерес детей к спортивному оборудованию;
- увеличить их двигательную активность;
-поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях;
- привлечь родителей к решению этих проблем.
Свою работу построили поэтапно.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап:
-Изучение научно - методической литературы по нестандартному оборудованию.
- Привлечение воспитателей и родителей в изготовление пособия для двигательной активности детей.
- Анкетирования родителей.
2. Основной этап:
- Применения нестандартного оборудования на физкультурных занятиях.
3. Заключительный этап:
-Физическая диагностика
-Подведения итогов.
На начальном этапе была проведена диагностика по физическому развитию детей. (Бег, прыжки, метания). В результат диагностики было выявлено, что большенство детей с низкими показателями.
Для повышения двигательной активности детей в нашем детском саду два раза в неделю проводится кружковая работа по ритмической гимнастики. Дети занимаются с нестандартным оборудованием в танцевально- игровой форме. Овладев навыками, дети показали свое умение двигаться на степ платформе для курсов слушателей АРИПКА.
Проводилось родительское собрание, посвященное вопросам физического воспитания детей, родителям было предложена анкета, где включались следующие вопросы.
Знаете ли вы что такое физическая активность? Проводите ли вы физические занятия в свободное время? (секции) Проводите ли вы закаливающие мероприятия?
Затем родителям, было предложено изготовить нестандартное оборудование для своего ребенка. Многие родители согласились, и результаты не замедлили, интерес детей возрос желание использовать это оборудование в подвижных играх не только дома, но и во дворе, вместе со сверстниками. Мы стали чаще проводить праздники для детей, и их родителей, где родители принимают активное участие в спортивных мероприятиях развлечениях, где используется нестандартное оборудование.
Мы видим, как эти мероприятия доставляют огромную радость детям, родителям и сотрудникам детского сада.
Воспитатели принимают активное участие, в смотре-конкурсе по изготовлению нестандартного оборудования, где было представлено большое количество разнообразного эстетически привлекательного нестандартного физкультурного оборудования.
Предполагаемый результат:
1. Умение детей укреплять и сохранять свое здоровье, вырабатывая устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений.
2. Бережное отношение к своему организму и умение ценить свое здоровье с раннего детства.
3. Развитие любознательности, внимания к собственному организму, ощущениям.
4. Создание у детей, педагогов, родителей мотивации на здоровый образ жизни.
2. Основной этап:
Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения, как в помещении, так и на свежем воздухе. Многообразен мир вещей, способных обрести вторую жизнь. При создании интересных пособий можно использовать самые различные материалы. Бесполезные на первый взгляд предметы превращаются в яркое, удобное в использовании оборудование для двигательной активности. Многие пособия достаточно компактны и просты в изготовлении.
На смену исчезающим бытовым любимцам мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от "киндер-сюрпризов", пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, пробки, и т д.
Эти бесполезные на первый взгляд предметы, превратились в забавные игрушки и пособия, для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Особое внимание необходимо уделять их прочности и безопасности, гибкости и способности легко трансформироваться, эстетичности оформления.
Мною было разработано и изготовлено нестандартное оборудование.
Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Оборудование может быть использовано на физкультурных занятиях, и в самостоятельной двигательной деятельности детей, в помещении и на воздухе – оно эффективно для развития двигательной активности, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки. Начиная упражнения с оборудованием от самых простых, следует постепенно переходить к более сложным, разнообразить движения. Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилось на одни и те же группы мышц. Полезно использовать дыхательные упражнения, на расслабление мышц. В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.
Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более эмоциональному настрою, формирует потребность к движению.
-Дети узнали, что цветными карандашами можно не только рисовать, они легко превращаются в массажер для пальцев рук, и ног, а также пуговицы, шишки, счеты. С удовольствием используют, воздушный душ для релаксации, и дыхательной гимнастики.
-Простые пробки от бутылок превращаются в массажный коврик, что является профилактикой плоскостопия.
В ОВД перепрыгивание, перешагивание, применяется вырезанные из линолеума кружочки, что укрепляет мышцы ног и стопы.
В нашем дошкольном учреждении, в каждой возрастной группе есть физкультурный уголок «Уголок здоровья», где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности, изготовленное педагогами и родителями.
3. Заключительный этап:
На заключительном этапе мы провели повторную диагностику и выявили, уровень физической активности. Возрос интерес детей к выполнению основных видов движений, заметно повысился эмоциональный тонус на физкультурных занятиях. Дети стали охотно принимать участие в подвижный играх.
Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Перспективы дальнейшего развития:
Продолжать работу по формированию двигательной активности с использованием нестандартного оборудования.
Продолжать оснащать физкультурный уголок, нестандартным оборудованием.
Продолжать привлекать родителей в изготовлении нестандартного оборудования.
Здоровье – это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов но и пожертвовать ради него частицей самой жизни.
Литература:
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Бартошевич Т. И. Игры для дошкольников с использованием нестандартного оборудования / Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2011.- 64с. – (Вместе с детьми).
Желобкович Е. Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительной к школе группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2014._ 224с.
Железняк Н. Ч. Желобкович Е. Ф. 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования М. : Издательство «Скрипторий 2005», 2014г. -112с.