Татьяна Александрова
Использование нестандартного физкультурного оборудования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нестандартного физкультурного оборудования в детском саду.
Статья из опыта работы воспитателя ДОУ «Использование нестандартного физкультурного оборудования в детском саду».
Александрова Татьяна Алексеевна воспитатель МБДОУ «Атлашевский детский сад «Золушка» Чебоксарского района Чувашской Республики
Публикация «Использование нестандартного физкультурного оборудования в детском саду» размещена в разделах
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Предлагаю вниманию педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей детей статью, в которой рассказывается о том, как можно своими руками сделать нестандартное спортивное оборудование и использовать его в повседневной работе с детьми.
Сегодня быть здоровым - актуально. «Береги здоровье смолоду»- этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни, ведь главная и великая ценность каждого человека - его здоровье.
От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, гиподинамия, - лишь некоторые факторы, которые агрессивно воздействуют на здоровье дошкольников. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.
Специалисты в области физического воспитания дошкольников утверждают, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма.
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения, Наш детский сад с приоритетным осуществлением физического развития детей. Педагоги детского сада проводят с детьми оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольника. Комплекс мер направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольника получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». При использовании в своей работе «здоровье сберегающих технологий» перед собой мы ставим такие задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни (алгоритм - от удовольствия к привычке, от привычки к потребности) .
- развитие физических качеств и обеспечение хорошего уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка.
- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни.
- поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
.Важное значение в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованна предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Поэтому в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
- индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
- особенностей его эмоционально-личностного развития;
- индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.
В наше время в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
К сожалению, в детских садах еще есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа, вальгусное положение пяток. В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп.
Как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому в нашем детском саду мы внедрили в практику своей работы совершенно нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия. Дошкольникам обязательно нужно ходить босиком по разнообразным поверхностям. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. Поэтому я постоянно работаю над обогащением развивающей среды - изготавливаю нестандартное физкультурное оборудование.
Я разработала конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного нами нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Под моим руководством в группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, бильбоке, гантели, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое.
При изготовлении и использовании нестандартного оборудования необходимо помнить, что к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.
Нестандартное оборудование должно быть :
1. Безопасным;
2. Максимально эффективным;
3. Удобным к применению;
4. Компактным;
5. Универсальным;
6. Технологичным и простым в изготовлении;
7. Эстетическим.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические
занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.
Представляю вашему вниманию оборудование, изготовленное нами и применяемое в работе с детьми нашей группы.
Дорожки здоровья и массажные коврики
Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы: на основу (линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные крышки от пластиковых бутылок, камни, пуговицы, веревки, семена фасоли, деревянные палочки и т д.
Задания: ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, прыжки.
Занятия с использованием коврика со следочками способствуют формированию фундаментальных координационных способностей детей: пространственной ориентации, равновесия, ритма, различных реакций. Занятия на коврике «Гофр» со следочками полезны также и для предупреждения и коррекции плоскостопия.
Массажные коврики
Изготовлены мною по моему же проекту, рекомендую использовать для занятий с детьми, имеющими плоскостопие. а также для занятий по профилактике плоскостопия у всех детей. Детям очень нравится заниматься на этих ковриках.
Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы.
Материалы: остатки полипропиленовых труб и труб из металлопластика, веревка.
Тренажёры для профилактики плоскостопия
Цели: развитие и укрепление мышц стопы, воздействие на биологически активные точки стопы.
Материалы: крышки от пластиковых бутылок, цветные карандаши, фломастеры, цилиндры, кусочки пластиковых труб.
Задание: собирание крышек пальцами ног или перекладывание из одной ёмкости в другую; рисование цветными карандашами на листах бумаги; катание и захватывание цилиндров стопами.
Тренажёры «Бильбоке»
Цели: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: пластиковые бутылки из-под воды, к которым на шнуре прикрепляются контейнеры от киндер-сюрпризов, шарики.
Задания: поймать шарик ёмкостью.
Эспандер
Цели: развитие силы и гибкости, улучшение координации движений.
Материалы: пустые катушки от ниток, пробки от винных бутылок, костяшки от счётов, шнур.
Эспандер называют универсальным тренажером. Эспандеры используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.
Гантели
Цели: развитие мышц плечевого пояса и рук.
Материалы: пластиковые ёмкости из- под воды, наполненные крупой, солью и соединённые друг с другом при помощи деревянных палочек и скотча.
Задания: различные общеразвивающие упражнения.
Султанчики маленькие
Цель: развитие дыхательного аппарата (речевого дыхания)
Материалы: на деревянной палочке крепятся контейнеры от киндер-сюрпризов, синтетические нити- волосы человечков.
Задание: дуть на нити, усиливая или уменьшая воздушную струю.
Султанчики большие
Цель: развитие мышц плечевого пояса и рук.
Материалы: синтетические нити.
Задания: различные общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения.
Игра «Футбол»
Цель: развитие дыхательного аппарата.
Материал: маски-ворота из плотного картона или фанеры, шарики.
Задание: дуть на шарики, усиливая или уменьшая воздушную струю до тех пор, пока шарик не окажется в воротах.
Снаряды для метания «Мешочки», «Обручи».
Цель: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: мешочки с солью, обручи из контейнеров от киндер-сюрпризов и крышек от пластиковых бутылок.
Задание: попади в цель.
Тренажёр «Веселая попадалочка»
Материал: емкость из-под воды (5 литровая, бельевая веревка, оракал.
Цель: развивать ловкость, меткость, глазомер, координацию движений.
Задание: попади в цель.
«Кольцеброс»
Материал: деревянные палочки, прикрепленные к основе, кольца из плотного картона, скотч или изолента.
Цель: развивать ловкость, меткость, глазомер, координацию движений.
Задание: попади в цель.
«Прокати в ворота»
Материал: дуги из контейнеров от киндер-сюрпризов и крышек от пластиковых бутылок, мячики, шарики маленького и среднего диаметра.
Цель: развивать ловкость, меткость, глазомер, координацию движений.
Задание: прокати в ворота.
Снаряды «Короны»
Цель: профилактика нарушений осанки и развития равновесия.
Материалы: контейнеры от киндер-сюрпризов и крышек от пластиковых бутылок, нанизанные на проволоку и соединенные в кольцо.
Задание: пронеси не урони на голове.
«Моталочки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества
Материал: палки, веревки, легкие игрушки.
.Использование : можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанной игрушкой на палочку. Игра «Кто быстрей?».
«Солнышко», «Змея»
Цель: профилактика плоскостопия, развивать ловкость, координацию движений.
Материал: косички из синтетических ниток, обручи из контейнеров от киндер-сюрпризов и крышек от пластиковых бутылок, «змея» из крышек от пластиковых бутылок.
Задание: упражнять в разных видах прыжков, ходьбы
Наши дети очень любят занятия с использованием нетрадиционного физкультурно-игрового оборудования. Одно дело выполнять упражнения для “поддержания здоровья”, и совсем другое – помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.
Нестандартное оборудование мы используем во всех видах детской деятельности : как в организованной (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна и т. д., так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Оно позволяет повысить двигательную активность ребёнка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно -образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.
Гармоничное сочетание разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий вызывает у детей положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно-игровой среды формирует у детей привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Литература
1. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. - М. : «Владос», 2001.
2. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание. № 5, 2001.
3. Рунова М. А. Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки. // Дошкольное воспитание. № 12, 2002.
. 4. Фомина Л. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. - Москва: Просвещение,1984.
5. Харченко Т. Е., Организация двигательной деятельности в детском саду. - М. : Детство-пресс, 2010.
6. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Рунова М. А. «Физкультурное и спортивно- игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений». М. : Мозаика-Синтез, 1999.
7. Доронова Т. Н., Тимофеева Т. И., Короткова Н. А., Рунова М. А. «Материалы и оборудование для детского сада». «Линка-Пресс», 2004.