Левицкая Мария
Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»
Цель: активизация речевой активности детей.
Задачи:
• активизация работы мозга, развитие межполушарного взаимодействия;
• развитие слухоречевого внимание детей, фонематического слуха;
• развитие познавательных процессов (внимание, мышление, память);
• развитие общей и мелкой моторики.
• развитие мотивации к занятиям;
Содержание:
Публикация «Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
С каждым годом растет число детей с тяжелыми нарушениями речи, появляются трудности в усвоении программного материала. Это связанно с особенностями развития головного мозга у детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).
Поскольку процесс автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР довольно трудный и длительный, чтобы справиться с этими трудностями быстрее и эффективнее в логопедической работе на помощь приходит использование нейроупражнений.
Нейроупражнения – это сочетание упражнений, направленных на межполушарное взаимодействие (построение новых нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением) и упражнений на автоматизацию или дифференциацию звуков в слогах, словах и предложениях.
Использование нейроупражнений ведет к улучшению не только всех сторон речи, но также и развивает высшие психические функции ребенка.
И сегодня мы поговорим о том, как улучшить межполушарное взаимодействие у ребенка с помощью конкретных упражнений и внедрить их в логопедическую практику.
1. Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик» - губы широко растянуты в улыбке, видны зубы + широко расставлены пальцы на обеих руках
«Хоботок» - губы вытянуты вперед, зубы сомкнуты + все пальцы на руках собраны к большому пальцу
«Заборчик – хоботок» - чередование упражнений и действий руками (усиление упражнения на переключение)
«Часики» - губы в улыбке, кончик языка достает до правого/левого уголка рта + «Где язычок, там кулачок» - пальцы широко расставлены, с той стороны, где оказывается язык – рука складывается в кулак.
«Чистим зубки» - губы в улыбке, рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним зубам, затем по нижним + большие пальцы рук показывают вправо / влево (в сторону языка). Важно, чтобы на начальном этапе логопед двигался в ту же сторону, что и ребенок.
«Маляр» - рот широко открыт, губы в улыбке, кончиком языка проводим по нёбу вперед / назад + руки подняты и ладони повторяют движение языка (вперед-назад).
2. Автоматизация звуков изолированно и в слогах.
Два небольших шарика катаем руками по столу в разных направлениях (1 рука вперед, 2 рука назад) изолированный звук
Р-р-р-р
Также это упражнение можно использовать со слогами:
1 рука вперед –назад, 2 рука назад - вперед + слоги РА-РЫ-РА-РЫ;
Набор жестов + любой счетный материал (например, смайлики - «зайчик» - указательный и средний палец, елочки – большой и указательный палец) и используем разные слоги:
СА – СЫ – СА - СЫ
ШО – ШУ – ШО - ШУ
АР – ОР – АР – ОР и т. д.
Обязательно сначала проговорите только слоговой ряд отдельно, потом отдельно пройдите ряд с использованием только жестов, только потом пробуем соединять все действия.
Правой и левой рукой одновременно выкладывать две одинаковые фигуры (например, треугольники, при этом проговаривая нужный звук или слоги;
Одновременно двумя руками с помощью пинцета перекладывать помпоны по очереди правой потом левой рукой (сложный вариант: одновременно двумя руками, при этом проговаривая нужный звук или слоги;
Жесты + слоги (кулак - ладонь, окей-зайчик);
Нейродоска + звук или слоги;
«Собери Башню» - в двух руках по молоточку, на столе расставлены колпачки разного цвета. Задача собрать двумя руками одновременно одинаковые башни + произносить звук или слоги;
Поп Ит – указательными пальцами двумя руками нажимаем на пупырки, двигаясь навстречу друг другу + проговариваем разные слоги.
3. Автоматизация звуков в словах
Примеры упражнений:
Ряд из двух одинаковых карточек, которые чередуются между собой. Двумя пальчиками двигаемся на встречу друг другу, называя слова. Усложняем упражнение, включая разные жесты на картинку.
(см. рис.)
Например:
Кулак - ладонь. Например: кулак – шапка, ладонь – шуба. Ряд будет выглядеть так: Шапка – шуба – шапка – шуба и т. д. одновременно используя действия руками
На доске в хаотичном порядке висят карточки с нужным звуком. Проводим волнистую линию фломастером между картинок и одновременно называем их. Сначала правой рукой одним цветом, потом левой рукой и другим цветом. Потом можно посмотреть какая рука нарисовала линию красивее.
Поп Ит – те же действия, только с произнесением слов
4. Автоматизация звуков в чистоговорках
Я использую одновременное проговаривание чистоговорок на заданный звук и массаж пальцев колечками су-джок. Одновременное их использование очень сложно дается детям с ТНР, во время проговаривания дети застревают на одном пальце, забывают про массаж или делают массаж только одного пальца. Приходится обращать внимание детей на то, что делают их руки в момент проговаривания чистоговорок. Это очень интересный и полезный процесс для мозга в целом.
5. Дифференциация звуков
катаем шарики по столу + ША-СА-ШО-СО;
любой счетный материал (визуально-ритмические ряды) + жесты+ слоги
РА-ЛА-РА-ЛА
РО-ЛУ-РО-ЛУ
«Пальцы вместе - пальцы врозь».
В тетради нарисованы сначала один большой прямоугольник, ниже два красных. Задача на зеленый ставим два пальца соединенные (указательный и средний, на два красных ставим каждый палец на свой красный прямоугольник, т. е. раздельно. Усложняем задачу – выполнить одновременно двумя руками, чтобы пальцы выполняли разные жесты.
«Коза-корова».
Коза – указательный и средний палец, корова – указательный палец и мизинец. Поочередно выполняем и добавляем слоги. На «козу» - РА, на «корову» - ЛА.
Поп Ит – те же действия, только с произнесением слогов с разными звуками, схожими по звучанию
Ряд из двух одинаковых карточек со словами, в которых звуки схожие по звучанию, они чередуются между собой. Двумя пальчиками двигаемся на встречу друг другу, называя слова. Усложняем упражнение, включая разные жесты на картинку.
Пример слов: мишка – миска. (см. рис.)
6. Физминута
Погладь живот – постучи по голове
Ряд стрелочек, куда показывает большой палец, работать двумя руками одновременно
Мяч перекладываем из руки в руку, потом передаем одной рукой логопеду, второй рукой берем мяч у логопеда из рук. Меняем направление. Это упражнение можно использовать также и при автоматизации звуков.
На столе два предмета (мяч, стаканы). Скрещенными руками взяли предметы, поменяли местами (руки встали прямо). И так снова и снова.
7. Пальчиковая гимнастика
«Паучок» - соединяем большие пальцы рук попеременно с другими пальцами. Одновременно сначала от указательного до мизинца, потом усложняем: на одной руке от указательного до мизинца, на другой руке от мизинца до указательного пальца.
Ладонь - кулак- хлоп – меняем
Обведи двумя руками две одинаковые фигуры в разном направлении
«Коза – корова» (коза – указательный + средний палец вместе, корова – указательный + мизинец вместе)
Капитан (одна ладонь вертикально, вторую ставим перпендикулярно первой)
Червячок – яблочко (одна рука – кулак, вторая кулак и большой палец вверх)
Пальцы вместе – пальцы врозь попеременно
Подводя итог, следует сказать, что регулярное использование нейроупражнений в логопедической работе оказывает положительное влияния на процесс автоматизации и дифференциации звуков, на общее речевое развитие ребенка, на развитие высших психических функции (память, внимание и т. д., улучшается мелкая моторика пальцев рук, общая координация движений и многие другие аспекты.