Папки-передвижки

Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста (6 фото)

Левицкая Мария
Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема:«Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»

Цель: активизация речевой активности детей.

Задачи:

• активизация работы мозга, развитие межполушарного взаимодействия;

• развитие слухоречевого внимание детей, фонематического слуха;

• развитие познавательных процессов (внимание, мышление, память);

• развитие общей и мелкой моторики.

• развитие мотивации к занятиям;

Содержание:

Публикация «Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста» размещена в разделах

С каждым годом растет число детей с тяжелыми нарушениями речи, появляются трудности в усвоении программного материала. Это связанно с особенностями развития головного мозга у детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).

Поскольку процесс автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР довольно трудный и длительный, чтобы справиться с этими трудностями быстрее и эффективнее в логопедической работе на помощь приходит использование нейроупражнений.

Нейроупражнения – это сочетание упражнений, направленных на межполушарное взаимодействие (построение новых нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением) и упражнений на автоматизацию или дифференциацию звуков в слогах, словах и предложениях.

Использование нейроупражнений ведет к улучшению не только всех сторон речи, но также и развивает высшие психические функции ребенка.

И сегодня мы поговорим о том, как улучшить межполушарное взаимодействие у ребенка с помощью конкретных упражнений и внедрить их в логопедическую практику.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик» - губы широко растянуты в улыбке, видны зубы + широко расставлены пальцы на обеих руках

«Хоботок» - губы вытянуты вперед, зубы сомкнуты + все пальцы на руках собраны к большому пальцу

«Заборчик – хоботок» - чередование упражнений и действий руками (усиление упражнения на переключение)

«Часики» - губы в улыбке, кончик языка достает до правого/левого уголка рта + «Где язычок, там кулачок» - пальцы широко расставлены, с той стороны, где оказывается язык – рука складывается в кулак.

«Чистим зубки» - губы в улыбке, рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним зубам, затем по нижним + большие пальцы рук показывают вправо / влево (в сторону языка). Важно, чтобы на начальном этапе логопед двигался в ту же сторону, что и ребенок.

«Маляр» - рот широко открыт, губы в улыбке, кончиком языка проводим по нёбу вперед / назад + руки подняты и ладони повторяют движение языка (вперед-назад).

2. Автоматизация звуков изолированно и в слогах.

Два небольших шарика катаем руками по столу в разных направлениях (1 рука вперед, 2 рука назад) изолированный звук

Р-р-р-р

Также это упражнение можно использовать со слогами:

1 рука вперед –назад, 2 рука назад - вперед + слоги РА-РЫ-РА-РЫ;

Набор жестов + любой счетный материал (например, смайлики - «зайчик» - указательный и средний палец, елочки – большой и указательный палец) и используем разные слоги:

СА – СЫ – СА - СЫ

ШО – ШУ – ШО - ШУ

АР – ОР – АР – ОР и т. д.

Обязательно сначала проговорите только слоговой ряд отдельно, потом отдельно пройдите ряд с использованием только жестов, только потом пробуем соединять все действия.

Правой и левой рукой одновременно выкладывать две одинаковые фигуры (например, треугольники, при этом проговаривая нужный звук или слоги;

Одновременно двумя руками с помощью пинцета перекладывать помпоны по очереди правой потом левой рукой (сложный вариант: одновременно двумя руками, при этом проговаривая нужный звук или слоги;

Жесты + слоги (кулак - ладонь, окей-зайчик);

Нейродоска + звук или слоги;

«Собери Башню» - в двух руках по молоточку, на столе расставлены колпачки разного цвета. Задача собрать двумя руками одновременно одинаковые башни + произносить звук или слоги;

Поп Ит – указательными пальцами двумя руками нажимаем на пупырки, двигаясь навстречу друг другу + проговариваем разные слоги.

3. Автоматизация звуков в словах

Примеры упражнений:

Ряд из двух одинаковых карточек, которые чередуются между собой. Двумя пальчиками двигаемся на встречу друг другу, называя слова. Усложняем упражнение, включая разные жесты на картинку.

(см. рис.)

Например:

Кулак - ладонь. Например: кулак – шапка, ладонь – шуба. Ряд будет выглядеть так: Шапка – шуба – шапка – шуба и т. д. одновременно используя действия руками

Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста

На доске в хаотичном порядке висят карточки с нужным звуком. Проводим волнистую линию фломастером между картинок и одновременно называем их. Сначала правой рукой одним цветом, потом левой рукой и другим цветом. Потом можно посмотреть какая рука нарисовала линию красивее.

Поп Ит – те же действия, только с произнесением слов

Фото №1 Тема Использование

4. Автоматизация звуков в чистоговорках

Я использую одновременное проговаривание чистоговорок на заданный звук и массаж пальцев колечками су-джок. Одновременное их использование очень сложно дается детям с ТНР, во время проговаривания дети застревают на одном пальце, забывают про массаж или делают массаж только одного пальца. Приходится обращать внимание детей на то, что делают их руки в момент проговаривания чистоговорок. Это очень интересный и полезный процесс для мозга в целом.

Фото №2 Нейропсихологические игры и занятия нейроупражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР Цель активизация речевой активности детей

5. Дифференциация звуков

катаем шарики по столу + ША-СА-ШО-СО;

любой счетный материал (визуально-ритмические ряды) + жесты+ слоги

РА-ЛА-РА-ЛА

РО-ЛУ-РО-ЛУ

«Пальцы вместе - пальцы врозь».

В тетради нарисованы сначала один большой прямоугольник, ниже два красных. Задача на зеленый ставим два пальца соединенные (указательный и средний, на два красных ставим каждый палец на свой красный прямоугольник, т. е. раздельно. Усложняем задачу – выполнить одновременно двумя руками, чтобы пальцы выполняли разные жесты.

Фото №3 развитие мотивации к занятиям Содержание Публикация Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста размещена в разделах Заикание ТНР

«Коза-корова».

Коза – указательный и средний палец, корова – указательный палец и мизинец. Поочередно выполняем и добавляем слоги. На «козу» - РА, на «корову» - ЛА.

Поп Ит – те же действия, только с произнесением слогов с разными звуками, схожими по звучанию

Ряд из двух одинаковых карточек со словами, в которых звуки схожие по звучанию, они чередуются между собой. Двумя пальчиками двигаемся на встречу друг другу, называя слова. Усложняем упражнение, включая разные жесты на картинку.

Пример слов: мишка – миска. (см. рис.)

Фото №4 Это связанно с особенностями развития головного мозга у детей с тяжелыми нарушениями речи далее ТНР

6. Физминута

Погладь живот – постучи по голове

Ряд стрелочек, куда показывает большой палец, работать двумя руками одновременно

Фото №5 Использование нейроупражнений ведет к улучшению не только всех сторон речи но также и развивает высшие психические функции ребенка

Мяч перекладываем из руки в руку, потом передаем одной рукой логопеду, второй рукой берем мяч у логопеда из рук. Меняем направление. Это упражнение можно использовать также и при автоматизации звуков.

На столе два предмета (мяч, стаканы). Скрещенными руками взяли предметы, поменяли местами (руки встали прямо). И так снова и снова.

7. Пальчиковая гимнастика

«Паучок» - соединяем большие пальцы рук попеременно с другими пальцами. Одновременно сначала от указательного до мизинца, потом усложняем: на одной руке от указательного до мизинца, на другой руке от мизинца до указательного пальца.

Ладонь - кулак- хлоп – меняем

Обведи двумя руками две одинаковые фигуры в разном направлении

«Коза – корова» (коза – указательный + средний палец вместе, корова – указательный + мизинец вместе)

Капитан (одна ладонь вертикально, вторую ставим перпендикулярно первой)

Червячок – яблочко (одна рука – кулак, вторая кулак и большой палец вверх)

Пальцы вместе – пальцы врозь попеременно

Подводя итог, следует сказать, что регулярное использование нейроупражнений в логопедической работе оказывает положительное влияния на процесс автоматизации и дифференциации звуков, на общее речевое развитие ребенка, на развитие высших психических функции (память, внимание и т. д., улучшается мелкая моторика пальцев рук, общая координация движений и многие другие аспекты.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование дидактического пособия «Досочки Сегена» в коррекционной работе психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование дидактического пособия «Досочки Сегена» в коррекционной работе психолога с детьми дошкольного возраста "Досочки Сегена" - один из видов развивающих игр. По своей сути это простой конструктор. Досочки представляют собой таблички разного цвета.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста
Опубликовано: 3 мая 2024 в 10:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Левицкая Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД