Приложение МААМ

Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста

Ирина Залозецкая
Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.

Публикация «Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Для эффективности межполушарного взаимодействия занятия желательно проводить регулярно в первой половине дня, без пропусков, в доброжелательной обстановке.

Преимущества использования нейроигр и упражнений :

- игровая форма обучения;

- эмоциональная привлекательность;

- многофункциональность;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.

Нейропсихологические игры и приёмы, используемые на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Виды игр и упражнений на развитие межполушарных связей:

o Дыхательные;

o Телесные перекрестные упражнения;

o Кинезиологические упражнения.

o Упражнения для развития мелкой моторики рук;

o Развитие коммуникативной и когнитивной сферы

o Релаксационные упражнения (растяжки);

Дыхательные упражнения снимают эмоциональное напряжение, уменьшают чувство тревоги, обеспечивают энергией клетки мозга, развивают самоконтроль и произвольность.

Упражнение «Выйдем покосить траву». И. п. : Ноги на ширине плеч и руки опущены. На вдохе ребенок отводит руки вправо, скручивая тело и как бы замахиваясь косой. На выдохе машет руками влево, говоря «Ух-Ух-Ух».

Упражнение «Мышка и Мишка». У Мишки дом большой, ребенок встает на носочки, тянется руками вверх и делает вдох. А у Мышки домик маленький. Чтобы его изобразить, нужно сесть на корточки, опустить голову между колен и при этом сделать выдох со звуком «Ш-Ш-Ш».

Телесные перекрестные упражнения

Важно активизировать оба полушария головного мозга. В этом помогают одновременные или последовательные движения разными частями тела. С помощью специального комплекса двигательных и дыхательных игр и упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко.

На занятиях использую упражнения : «Перекрестные шаги», «Ухо-нос»,

Кинезиологические упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.

Упражнения : «Кулак — ребро — ладонь», «Колечки», «Дом - ёжик - замок», «Попробуй, повтори».

Такие упражнения улучшают контроль и регулирование деятельности.

Игра «Проводник», «Математический коврик»

Растяжки нормализуют тонус мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость, зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства. Ниже приведены примеры растяжек.

Растяжка «Кобра» И. П. – лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры: Медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот; Приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом должны быть

расслаблены; Вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхание.

Растяжка «Поза кошки-коровы». Эта растяжка хороша для позвоночника, а также укрепляет мышцы живота. Начинайте на четвереньках с позвоночником и шеей в нейтральном положении. Спина должна быть плоской, как гладильная доска. Глаза должны смотреть прямо в пол. Вдохните, опустите живот вниз и медленно поднимите шею и голову вверх.

Растяжка «Широкий охват». Это упражнение работает мышцами рук и плеч. Встаньте с широко расставленными, вытянутыми руками, большие пальцы рук — указывают вниз. Осторожно оттяните руки назад, словно сжимая мяч между лопатками. В качестве альтернативы, медленно поворачивайте руки так, чтобы пальцы указывали вверх. Задержать на несколько секунд, затем вернуться в первую позицию. И снова, плавно отводим руки назад.

Фитбол, балансировочные доски, качели, карусели

Существует связь между: работой вестибулярного аппарата и навыками речи, эмоциональной стабильностью и учебными успехами. Данные упражнения стимулируют вестибулярный аппарат и мозжечок. Выполняя действия, ребенку желательно улыбаться, закрепляя позитив, можно проговаривать и закреплять сложную информацию, так как эти приятные ощущения укрепляют положительные нейронные связи и легко усваивается любая информация.

Коммуникативные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, способствуют «открытости» по отношению к партнёру, чувствовать, понимать и принимать его, дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Игра «Присядь сосед». Развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

В нейропсихологии важен комплексный подход. Старайтесь задействовать разные типы восприятия — зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Это позволяет развивать максимальное количество элементов нервной системы.

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

Дидактическое пособие «Умные дорожки» Двуручное рисование

«Умные точки». Перед ребенком расположены цветные точки, на которых изображены жесты. В основе лежит двуручная деятельность: одна рука нажимает на точку, другая показывает жест, соответствующий цвету точки.

Игра «Веселые пальчики», «Веселые палочки»

Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

«Нейротаблицы на внимание». В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, алфавит и т. д. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

В заключение хочется подчеркнуть, что систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Выполняя такие упражнения, ребенок проводит время весело и интересно, а главное — качественно усваивает каждую тему благодаря образованию крепких многочисленных нейронных связей.

Полезные рекомендации

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:

-Не стоит сразу ожидать результатов. Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет

отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.

-Нельзя переутомлять и перевозбуждать ребёнка. Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.

-Установить внешние рамки. Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.

-Начинать занятия лучше индивидуально. Когда ребенок немного привыкнет, можно вводить его в групповые игры. Если сразу начать заниматься в группе, ребенку сложно сосредоточиться, он смотрит на других детей и копирует их ошибки.

-Во время работы лучше использовать сразу несколько игр : для развития внимания, для снятия напряжения, для регуляции воли, для закрепления результатов.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражненийПсихологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений «Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений» Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри»Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри» Коррекционно - развивающее занятие с детьми ОВЗ и инвалидами "Живое обучение" (на программно-аппаратном комплексе "Колибри") Цель: Повышение.

Мастер-класс для педагогов «Использование игр на липучках для развития детей дошкольного возраста» Цель: -повышение профессионального мастерства педагогов через обмен опытом, путем показа последовательности действий, методов, приемов и.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики Упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 11:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Залозецкая (УИ 2918018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД