Ирина Галицкая
Использование нейроигр в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития — это временное, обратимое к норме замедление темпа созревания отдельных психических функций в результате действия неблагоприятных биологических и социальных факторов.
Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Методов коррекции данного нарушения достаточно много, но в настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми, имеющий в своей основе модель А. Р. Лурии о трех структурно-функциональных блоках, каждый из которых несет свою определенную функцию в психическом устройстве мозга. Данный метод эффективен и научно и практически доказан в работе.
Нейроигра, это отличное дополнением к основной коррекционной работе, и реализуется она не вместо коррекционной работы, а вместе с ней в комплексе. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Нейроигры развивают у детей психические способности, помогают максимально активизировать заложенные в ребенке природные задатки, раскрыть их.
Преимущества использования нейроигр :
игровая форма обучения;
эмоциональная привлекательность;
многофункциональность;
автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
развитие слухового и зрительного внимания;
развитие зрительно-моторной координации;
формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.
Данный метод не заменяет коррекционную деятельность учителя-логопеда, а он активно помогает работе с дошкольниками с задержкой психического развития. В своей работе мы не занимаемся нейрокоррекцией. Это прерогатива нейропсихологов. Мы, учителя-логопеды, используем приёмы нейростимуляции.
Использование нейроигр перед началом занятий способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.
Нейропсихологические игры и упражнения делятся на:
1. Нейротаблицы - это специальные игровые таблицы, поделенные на две части, в которых расположены одинаковые объекты. Объекты могут быть абсолютно на разные темы: цвет, форма, домашние или дикие животные, цифры или буквы.
2. Нейротренажеры - это совместные разработки нейропсихологов, логопедов и кинезиологов, направленные на развитие интеллекта, и воздействующие через тело на мозг. Нейротренажеры задействуют и интегрируют такие системы, как:
- моторная система
- зрительная система
- тактильная система
- слуховая система
- вестибулярная система.
3. Нейробика -это умственная гимнастика, аэробика для мозга, в сопровождение с музыкой, направленная для улучшения мыслительной деятельности. Термин был введен американцами Лоуренсом Кацем и Мэннингом Рубином.
4. Нейрогимнастика, или фитнес для ума- это комплекс физических упражнений, сочетающий в себе определенным образом подобранные дыхательные и двигательные техники, благодаря которым происходит активация различных мозговых структур (подкорковых, а затем и корковых) А. В. Семенович.
Использования нейроигр в работе с детьми с ЗПР показывает, что систематическое использование нейропсихологических упражнений повышает стрессоустойчивость, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает мыслительную деятельность, улучшает память, внимание, речь. Мы помним главное правило игры «Не навреди!» Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к педагогу, в предвкушении того, что же интересного ждёт их сегодня. Внедрение в работу нейроигр даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
Список использованной литературы :
1. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2019
2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. : Академия, 2002
3. Семенович А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники : Учебно-методическое пособие/под редакцией А. В. Семенович. – М. :Дрофа, 2014
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники : Учебно методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М. : Дрофа, 2014
5. Семенович А. В. /Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М. : Генезис,2012
6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.
7. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера,2003