Ирина Родионова
Использование фольклора в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фольклора в развитии речи детей
Ф. И. О. воспитателя : Родионова И. А.
Год рождения: 1959г.
Должность: воспитатель
Уровень образования: НПУ№2
Квалификация: воспитатель
Категория: первая
Педагогический стаж: 30 лет
Ф. И. О воспитателя: Ёжикова Л. И
Год рождения: 19
Должность: воспитатель
Уровень образования: НПУ№2
Квалификация: воспитатель
Категория: первая
Педагогический стаж:
Актуальность использования фольклора в ДОУ.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Главная цель работы –
развитие различных способностей детей
в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
Задачи:
Развитие творческой индивидуальности.
Эмоциональное развитие.
Развитие музыкальных способностей.
Развитие духовной сферы.
Развитие самостоятельности.
Физическое развитие.
Воспитание эстетических чувств.
Жанры детского фольклора,
используемые в работе :
колыбельные песни;
потешки;
прибаутки;
заклички;
приговорки;
детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);
народные игры.
Детский фольклор используется :
в период адаптации;
в режимных моментах;
на прогулке;
в непосредственно
образовательной
деятельности:
в игре;
в свободной деятельности.
Использование фольклора в период адаптации.
Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка.
Использование фольклора в режимных моментах.
При умывании:
«Водичка, водичка,
умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки горели…»
«Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.»
Во время сборов на прогулку
«Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.»
При приё ме пищи:
«Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.»
«Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!»
После игр, привлекая детей к уборке игрушек :
«Ты берись за дело дружно
Убирать игрушки нужно
Убирать, а не ломать,
Завтра будем вновь играть.»
При проведении прогулок мы старались проводить народные игры с речевым сопровождением, с использованием считалок, с движениями, что способствует быстрому развитию речи детей, развитию творческой индивидуальности, улучшению эмоциональной сферы.
Использование фольклора в театрализованной деятельности.
Дети с удовольствием принимают участие в инсценировании сказок;
«Стоит в поле теремок, теремок,
Он ни низок, ни высок, ни высок,
Вот по полю, полю мышка бежит,
Увидала теремочек и стучит…»
«Жили – были дед, да баба
И была у них курочка Ряба…»
Использование фольклора в НОД.
«Загудел паровоз
И вагончик повёз.
Чу, чу, чу, чу, чу, чу,
Я вас в лес прокачу.»
Народные игры.
«Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг…
Еще не балуйся, лучше поцелуйся…»
Детские песенки.
Очень нравится детям исполнение детских песенок с инсценировкой и движениями.
«Мишка с куклой бойко топают,
бойко топают, посмотри.
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают – раз, два, три.»
«Есть у солнышка дружок
Голосистый петушок.
Хорошо когда дружок
Голосистый петушок.»
Свободная деятельность детей.
«Посадил дед репку,
Выросла репка большая-пребольшая.
Пошёл дед репку тянуть,
Тянет – потянет,
А вытянуть не может.»
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут потянут,
А вытянуть не могут.
Для развития мелкой моторики используем пальчиковые игры и речевые игры с движениями.
На занятиях:
На занятиях по развитию речи и заучиванию стихов, мы использовали мнемотаблицы, которые способствуют быстрому запоминанию стихов, а также составлению рассказов и пересказу сказок.
Также нами были разработаны конспекты занятий с использованием мнемотаблиц.
Результатом работы по использованию народного фольклора в развитии речи детей было развлечение и конкурс чтецов посвящённый творчеству А. Барто.
Для родителей была выпущена консультация в форме устного журнала: «Народный фольклор в развитии речи детей.» А также подобрали катротеку фольклорных игр.
Вывод 1:
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены
Вывод 2:
Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.
Всем спасибо за внимание.
Говорим вам – до свидания!