Наталья Лабуз
Использование айрис-фолдинг в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Айрис фолдинг»
– удивительная техника, в которой с помощью бумаги и скотча получаются очень красочные и интересные объёмные изображения. По теме работы подбирается необходимый рисунок, который переносится на картон. Далее по намеченному контуру вырезается отверстие, которое в определённом порядке по схеме (шаблону) заполняется полосками бумаги, сложенными вдвое. Полоски накладываются друг на друга и приклеиваются скотчем. Такой приём очень нравится детям, поскольку «пальцы не пачкаются клеем и их не надо мыть». Схему можно изготовить самостоятельно или взять подходящую из интернета.
Публикация «Использование айрис-фолдинг в детском саду» размещена в разделах
Полоски бумаги, сложенные под углом, в готовой работе имеют вид закручивающейся спирали, похожую на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Отсюда название техники - Iris Folding, которое с английского дословно переводится как «радужное складывание». Техника «айрис фолдинг» зародилась в Голландии (Нидерланды, в последнее время получила широкое распространение и большую популярность среди людей любого возраста.
А теперь давайте обратим своё внимание на использование этой техники в детском саду.
Данная техника в детском саду требует больших усилий со стороны педагога. На первом этапе необходимо вырезать в картоне нужную форму (силуэт рисунка) на каждого ребёнка. Конечно, можно вырезать и самим детям, но это, скорее всего, получится неаккуратно, что снизит качество работы. Поэтому этот этап лучше доверить педагогу. Оставшиеся силуэты (листьев, рыбок, геометрических фигур) можно использовать в образовательной деятельности с детьми по математике, лепке, аппликации.
Следует обратить внимание на расположение рисунка. Близкое расположение к краю листа может вызвать у детей затруднение при работе: полоски будут заходить за край.
Разработанную (выбранную) схему необходимо размножить на принтере на каждого ребенка. Её закрепляют в отверстии с лицевой стороны скотчем так, чтобы саму схему было видно с внутренней стороны. На схеме все полоски обозначены цифрами, которые показывают последовательность её заполнения. Начинают работать с полоской № 1. Полоску бумаги, сложенную вдвое, прикладывают сгибом в центр таким образом, чтобы бумагу полностью закрывала собой полоску на схеме.
Полоски разного цвета нарезают и складывают пополам сами дети. Для подготовительной группы эти действия не вызовут никаких затруднений. Их можно вынести на предварительную работу (например, перед обедом или полдником). Воспитатель учитывает ширину полос бумаги, которая должна быть в 2,5 раза больше максимальной ширины полос на схеме (шаблоне). Например, если широкая часть полоски на схеме 2 см, то ширина бумажных полос должна быть 5 см. Такая ширина удобна для самостоятельной подготовки полос детьми. Лист цветной бумаги имеет размеры 20,8 см*30,8 см. Ребёнок складывает бумагу 2 раза по ширине и делит её на 3 равные части по длине (уже знакомым дошкольникам способом). Получается 12 полос, которые нужно разрезать и сложить пополам.
Если же схема (шаблон) требует более сложного подбора ширины и длины, то педагог сам нарезает полоски. Например, если одной из задач работы является упражнение детей в сравнении полос по длине. Ребёнок способен разложить полоски по цветам, а затем наклеивать в соответствии с длиной, начиная с самой длинной. Данная задача будет решаться при использовании схемы (шаблона) на основе простых геометрических фигур. Сюда можно отнести такие занятия, как «Что бывает круглым», «Домик для котят», «Кораблик».
Схема (шаблон) заполняется либо в соответствии с цветовой гаммой, либо в произвольном порядке. Если вы выбрали строгое цветовое решение, то предварительно стоит сделать на схеме подсказку, закрасив её выбранными цветами. Эту операцию можно провести в виде математической игры ещё до занятия, предложив детям закрасить полоски на схеме: определённые номера полосок соответствуют определённому цвету. Например, 1,4,7,10,13,16,19-красные; 2,5,8,11, 14,17,20-жёлтые, 3,6,9,12,15,18-зелёные.
Заполнение схемы в произвольном порядке способствует развивать чувство цвета, умению детей подбирать цвета для композиции. В таких работах ребёнок подбирает и располагает цвета самостоятельно.
Выбор материала почти неограничен. В этой работе можно использовать старые журналы, упаковочную бумагу, осенние листья, цветную бумагу для принтера или детского творчества. Осенние листья складываются пополам, обрезаются по необходимости и подсушиваются. Все остальные этапы работы выполняются в той же последовательности, как и с бумажными полосками. Их можно использовать в совместной работе с ребёнком вечером, так как сухие листья – это хрупкий материал, требующий от дошкольников большей аккуратности.
Осваивая технику, вначале дети часто путают сторону, которой надо приклеивать полоски, забывая про сгиб. Внутри картинки оказываются видными края неровно сложенной бумаги, что ухудшает качество работы. Если же использовать двухстороннюю бумагу, то такие детские «ошибки» становятся не такими заметными. Учитывая разный уровень развития, такой вариант подойдёт дошкольникам, которые менее аккуратны и внимательны при выполнении заданий.
Работа в этой технике предполагает неэкономное использование бумаги. Все полоски сложены вдвое, что требует её большого количества. Уменьшить затраты бумаги можно, научив детей более экономному способу складывания. При таком способе полоска складывается не точно пополам, а лишь загибается один её край. Саму полоску нужно приклеивать к схеме цветной стороной.
Планируя работу с клеем, обратите внимание на то, что клей может попасть на схему и готовую работу. Сама схема приклеится к полоскам бумаги и её трудно будет снять. Эту проблему можно решить, заменив клей малярным скотчем. С его помощью полоски держаться крепко, при необходимости можно отклеить и исправить ошибки в работе. Используя узкий малярный скотч, дети с удовольствием сами его нарезают. В зависимости от сложности выполняемого задания процесс нарезания скотча может осуществляться как на самом занятии, так и во время предварительной работы. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки скотча не заходили на схему. В противном случае скотч будет виден на готовом изображении.
Этот недостаток можно устранить, напоминая детям о правилах, а также в индивидуальной помощи.
Для детей с высоким уровнем развития возможна замена малярного скотча обычным прозрачным, заправленным в диспенсер. Его преимущество в том, что он почти не виден на готовой работе. У детей появляется выбор материала, что даёт возможность учитывать особенности конкретного ребёнка или группы в целом.
Развивая познавательную активность дошкольников, интересно будет познакомить их с другими материалами, имеющими клеящую поверхность: цветной (белой) изолентой, стикерами-ценниками для магазина.
Количество полос в схеме целесообразно подбирать в соответствии с программой по ФЭМП, в которой предполагается знакомство детей с числами второго десятка, а также формирование навыка прямого счёта в пределах 20. Соответственно число полос не должно превышать 20. Ориентируясь на индивидуальные особенности группы число полос к концу года можно увеличить. В помощь детям (если это необходимо) следует использовать числовую линейку от 0 до 25, что позволит им легко ориентироваться в числах и правильно работать со схемой.
Число полос подбирается на стадии разработки схемы, варьируя ширину полос («шаг схемы»). Чем меньше «шаг», тем больше заметен эффект закручивания спирали, и тем большее количество полос будет в схеме.
Следует продумывать завершающий этап, когда рабочую сторону необходимо заклеить чистым листом. Детям может быть трудно справиться с этим. Учитывая время работы и индивидуальные особенности детей, можно подобрать разные способы завершения изображения: заклеить заднюю поверхность самому воспитателю, подклеить чистый лист совместно с детьми, предоставить возможность ребёнку сделать это самостоятельно. Приклеив картон большего формата, можно оформить его в виде рамки.
Если вы выбрали картинку, но не знаете, как подобрать к ней схему, воспользуйтесь маленькой хитростью. Изготовьте большую по размерам схему (шаблон). Например, схема на основе квадрата с «шагом» 2 см.
Сторона схемы (квадрата) берётся по ширине листа А4. Можно найти её в интернете. Далее нужно вырезать силуэт рисунка на картоне и подставить под него большую схему. Размер схемы позволяет свободно вращать её в любом направлении, добиваясь нужного варианта.
Затем остаётся обвести силуэт на схеме и вырезать её, прономеровать полоски и приступить к работе. Не забудьте, что прикладывать картон на схему нужно обратной стороной (с изнанки).
В заключении хочется отметить, что детям очень нравится эта техника. Она позволяет поддерживать интерес дошкольника, развивает стремление довести начатое до конца. А также работа в технике «радужное складывание» развивает внимание, воображение, пространственное мышление, самостоятельность, ручную умелость; воспитывает аккуратность и точность. Так же систематизируются и закрепляются знания о цвете, форме, величине предмета, т. е. происходит сенсорное развитие детей.
Надеюсь, что работа будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, руководителям кружков.