Светлана Васильевна Голынская
Статья «Связь развития эмоциональной сферы дошкольника с драматизацией»
▼ Скачать + Заказать документы
Связь развития эмоциональной сферы дошкольника с драматизацией.
Сегодня, в век компьютерных технологий и электронных гаджетов, загруженностью родителей, полноценное живое общение все чаще подменяется «мультиками» на телеэкране или компьютерными игрушками. Дети быстрее овладевают современной электронной техникой (компьютерами, телефонами, планшетами, а речь не развивается. Возникает проблема недостаточного развития эмоциональной сферы ребенка. Не развиваются навыки эффективной коммуникации и социализации. Эмоциональная сфера - важная составляющая в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понять эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств -важный момент в становлении личности ребёнка. Вспомнили воспитание детей на Руси, пестование дитя, рассказывание былин, сказок. Решили, что театрализованная деятельность, игра-драматизация- станут эффективным средством эмоционального развития дошкольников –это интересный, доступный для них способ выражения впечатлений, эмоций, полученных из окружающего мира.
Публикация «Статья „Связь развития эмоциональной сферы дошкольника с драматизацией“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Игра-драматизация популярна у дошкольников. Они с удовольствием включаются в игру: отвечают на кукольные вопросы, выполняют просьбы, дают советы, преображаются в разные образы. Дошкольники радуются, когда смеются кукольные персонажи, грустят вместе с ними, переживают над бедой любимого героя, всегда хотят прийти к нему на помощь. Игра-драматизация -это мощный стимул к общению, помощь для детей к правильному поведению со сверстниками и взрослыми. Применяя разные ситуации, ребенок проживает их и постоянно правильно реагирует и меняет свое поведение. При правильном руководстве игра помогает принять на себя роль оппонента, понять и свое, и чужое эмоциональное состояние. С помощью положительного, стимулирующего действия взрослого, ребенок старается решать проблемы, связанные с развитием коммуникативной деятельности. Драматизировать – это разыграть в лицах что-либо из литературных произведений. Игра-драматизация – представление, разыгранное с помощью выразительных средств: мимики, движения, интонации. Дети эмоционально осваивают произведение, вникают в смысл поступков героев, у них формируется оценка в отношении к герою. Любое литературное произведение сближает ребенка с главным персонажем, формируют у них сопереживание, сочувствие, содействия, помогает становлению нравственных мотивов поведения. Ребята любят участвовать в инсценировке сказок, подбирать костюмы для персонажей, изготавливать атрибуты к сказкам, договариваются между собой о выборе роли не только положительной, но и отрицательной. Важным условием работы по данному направлению является создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию личности ребенка.
В группе обязательно обустроен уголок для театрализованной деятельности, в котором есть различные виды театра: теневой, пальчиковый, кукольный, бибабо, перчаточный, игрушки для настольного театра; плоскостной театр, театральные куклы. Для настольного театра на начальных этапах используются реалистические резиновые и мягкие игрушки определённого размера, которые ребёнок может удерживать в руках и осуществлять с ними игровые действия, драматизируя потешки, сказки, стишки. Затем в работу вводим театральные игрушки, имеющие меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития мелкой моторики используем пальчиковый театр. Только после совершенствования детьми этими видами театров в процесс обучения детей можно вводить театральные куклы бибабо. Привлекая детей к диалогу с помощью игрушки, оказываем эффективное общение, удерживаем внимание детей на том, о чём говорит воспитатель. В плоскостном театре дети действуют фигурками - картинками, которые крепятся на фланелеграф. Подбираем элементы костюмов для персонажей сказок -маски, шапочки. Изготавливаем и подбираем атрибуты для игр-драматизаций, инсценировок сказок: элементов костюмов, кукол и игрушек для разных видов театров проходит вместе с детьми и родителями. Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их возрастных и индивидуальных особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые стеснительные. Вначале они привлекаются к участию в играх-имитациях, упражнениях; играют не главные роли в драматизации и театрализации отрывков по сказкам, а затем даём исполнить главные. Игра-драматизация- это особый вид игровой деятельности, имеющий свою специфику. Благодаря игре- драматизации улучшаются навыки совместного общения, решается одна из важных задач – социальная и эмоциональная адаптация дошкольников.
Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой. Поэтому, игра-драматизация является важным звеном в социализации детей. Театрализованная деятельность помогает в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональному развитию дошкольников, а значит и дальнейшей его социализации и эффективной коммуникации.