Наталья Ким
Использование мнемотехники в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
— он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
Цель: научить ребенка с помощью мнемотехнических приемов понимать содержание произведения, самостоятельно пересказывать его, соблюдая связность и последовательность изложения, оценивать свои рассказы и рассказы товарищей.
Публикация «Использование мнемотехники в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время количество детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень речевого развития, и эта тенденция неуклонно растет. К числу важнейших задач в работе детьми, относится формирование у них связной монологической речи.
Я заметила, что при пересказе художественного произведения у детей наблюдается недостаточно полное понимание текста. Мы знаем, что для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами, предложениями. Очень часто дети моей группы пропускали смысловые звенья, нарушали последовательность изложения текста, путали события, затруднялись в выражении главной мысли. Анализируя это, у меня возник вопрос как помочь детям, имеющим данную проблему, как можно облегчить этот процесс. В своей работе по формированию связной речи у детей я начала использовать мнемотехнические приемы.
Мнемотехника — это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Свою работу над этой проблемой я начала в средней группе. Дети учились работать с мнемоквадратами. (картинка, которая обозначает одно слово или словосочетание. Например- солнце, дождь, кошка и т. д. По мнемоквадратам дети учились составлять предложения.
После этого я усложняла задания, используя мнемодорожки- это таблица, состоящая из 4 мнемоквадратов. По изображениям дети составляли небольшой рассказ, состоящий из 2-3 предложений.
Когда дети усвоили этот приём, я ввела мнемотаблицы. Они представляют из себя ряд схематических изображений, с помощью которых можно составить рассказ или выучить стихотворение. Дети учились делить текст на значимые части, придумывали план пересказа, давали заглавие частям.
Как дети работали по мнемотаблице вы видели на открытом занятии «Пересказ р. н. с. «Теремок» при помощи мнемотехники».
В старшей группе дети разбирали и комментировали символы мнемотаблицы (под моим руководством, соотносили каждый знак — символ с определенной частью текста. Дети пересказывали произведение самостоятельно с опорой на таблицу.
В этом году дети уже самостоятельно сочиняли сказку по сюжетным картинкам, имея большой опыт работы с мнемотаблицами. Так как у детей имелся достаточный словарный запас, сказка получилась интересной, в ней присутствовали такие слова и выражения, как «вскарабкался» и «не успели опомниться»
Составить мнемотаблицу можно на любой рассказ или сказку. В таблицах изображаются персонажи рассказа, сказки, явлений природы, некоторые действия. Она составляется так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Рисунки и их количество в схеме-модели изменяются в зависимости от содержания рассказа.
Уважаемые коллеги, помните, что мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребёнка. Она способствует развитию речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие нужного материала.