Добровольская Юлия
Использование дидактического пособия «Познавайка» в познавательно-речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности дошкольников, опираясь на их интересы.
Учитывая это, я разработала методическое пособие «Познавайка», которое представляет собой интерактивную книгу, где собраны игры по направлению «Познавательное развитие».
Цель пособия: развитие познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в совместных играх.
Публикация «Использование дидактического пособия „Познавайка“ в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2023
Пособие рассчитано на детей младшего и старшего дошкольного возраста и отражает содержание работы по ознакомлению с окружающим миром и формированию математических представлений детей от 4 до 7 лет,
Компактность, простота и мобильность пособия позволяет заниматься с детьми как в детском саду, так и в домашних условиях.
Каждая страница книги - это отдельная игра. Решая игровую задачу, ребёнок выполняет различные манипуляции, действует со съёмными деталями, подбирает нужные картинки, объясняет свой выбор.
Задания побуждают детей включать движения пальцев рук, следовательно, развивается мелкая моторика.
Действия по ходу игры сопровождаются речью, а значит, активизируется речевой центр, обогащается опыт детей, развиваются
мыслительные процессы.
Интерактивность пособия позволяет включать в игру двух или несколько детей. Можно играть совместно ребёнку со взрослым или самостоятельно под руководством педагога или родителя. Взрослый наделяет смыслом познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направляет действия ребенка на решение игровой задачи.
В результате игры дети учатся общаться, разрешать спорные ситуации, доказывать правильность своего решения, при этом формируются навыки общения и взаимодействия.
На каждую игру изготовлена карточка с описанием хода игры и
поставленных задач.
Для детей младшего дошкольного возраста предлагаю игру
«Дни недели»
Цель игры: закреплять представления о днях недели; формировать представление о значении слов «вчера, сегодня, завтра».
Ход игры: предлагаю детям вспомнить дни недели, они их называют. Мы с ними уточняем какой по счёту каждый день недели. Я загадываю загадку (например, загадать загадку о понедельнике, дети отгадывают и направляют стрелочку на цифру «1», потому что понедельник - первый день недели. Теперь предлагаю рассказать о том, что дети делают в понедельник.
И так мы говорим о каждом дне недели. Это способствует развитию речи, мышления, памяти, умению общаться.
1. Первый день большой недели.
Трудовой день, не бездельник.
Как зовется. (понедельник).
2. Прокричал усатый дворник:
«День второй в неделе (вторник!» и так далее.
С детьми старшего дошкольного возраста можно поиграть в игру, которая называется «Времена года».
Цель: Формировать представления о чередовании времён года и их характеристиках.
Ход игры: В госта к детям приходит гном по имени Годик. Дети помогают ему подобрать картинки к каждому времени года. Предварительно Гномик загадывает загадку о каком то времени года, например о зиме, (загадываешь загадку) Дети отгадывают её и находят картинки, которые относятся к зиме, прикрепляют на липучки. И так по каждому времени года. Для уточнения названий месяцев, подобрала загадки. Например, (загадываешь загадку о апреле).
Листья желтые
летят.
Под ногами
шелестят.
Солнце уж не
припекает.
Когда это бывает?
(осенью) Снег на полях,
Лёд на реках.
Вьюга гуляет.
Koгда это бывает?
(зимой) Сошли снега, шумит
вода.
Земля уже цветами
полна.
Растет травка
молодая.
Все мертвое
оживает,
Когда это бывает? (весной) Солнце печет, липа
цветет.
Вишня поспевает,
Когда это бывает?
(летом)
Загадки про весенние месяцы года
Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грач, горластый, прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март) Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл.
(Апрель) Зеленеет даль полей.
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай.
Что за месяц это?
(Май)
По содержанию загадки дети знакомятся с названиями месяцев, их признаками, запоминают, какие из них относятся к зимним месяцам, какие - к весенним, летним и осенним.
Интерактивная книга изготовлена из простых и доступных материалов, сами листы книги сделаны из подложки, обклеены ватманом и обтянуты тканью, соединённые между собой папкой-регистратором с арочным механизмом, которую я тоже в свою очередь обшила тканью. Отверстия на листах книги сделаны заклёпками-люверсом, их клепали не клепальщиком а в ручную, через тиски и подручным материалом. На каждой страницы моей интерактивной книги приклеена липкая лента, что даёт возможность приклеивать карточки к ним.
В чём преимущества использования данного пособия?[/b]
- Интерактивная книга отвечает требованиям ФГОС ДО.
- Обладает информативностью и познавательной направленностью.
- Позволяет вариативно использовать каждую игру в зависимости от поставленных задач и количества играющих.
- Соответствует содержанию основной образовательной программы дошкольного образования.
- Развивает игровую. познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников.
- Позволяет добавлять новые странички с играми.
- Включает родителей в совместную деятельность с детьми.
Спасибо за внимание