Анна Пучкова
Использование метода проектов в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) [6] возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка. Все это требует от педагогов нового комплекса умений – проектировать собственную образовательную деятельность. На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, технологий, программ). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. [1]
Публикация «Использование метода проектов в работе музыкального руководителя» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
По словам заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора, члена РАО В. В. Краевского: «Вся научная работа в области педагогики в известном смысле есть работа по обоснованию педагогических проектов».[5]В конце 80-х гг. XX в. первый труд по педагогическому проектированию принадлежал В. П. Беспалько- доктора педагогических наук, профессора члена РАО. [2] Он символизировал признание проектирования как самостоятельного вида педагогической деятельности.
Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Новизна подхода в том, что дошкольникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Л. А. Венгера, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. [3]
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Поэтому в своей работе я активно применяю метод проектирования, как современный метод интеграции деятельности, который позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме.
Преимущества проектной деятельности :
• метод проектов является одним из методов развивающего обучения;
• повышает качество образовательного процесса;
• служит развитию креативности;
• способствует повышению компетентности педагогов.
Проект–это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей, что благоприятно сказывается на развитии отношений между родителями и детьми. Проектирование заставляет постоянно находиться в пространстве возможностей, не допускает применения только стандартных и шаблонных действий, а требует ежедневного творческого личностного роста, так как педагог должен:
• иметь четкое представление о целях, задачах, этапах проекта, его проблематики и донести это до детей;
• познакомить с проектом родителей, помочь найти своё место в данном проекте;
• заинтересовать каждого ребёнка;
• использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей;
• использовать индивидуальный подход;
• оказывать содействие в реализации проекта на всех этапах;
• информировать о его реализации.
Этапы реализации проектов объединяют в единое педагогическое пространство всех участников. Дети, педагог и родители занимаются различными видами деятельности в рамках «рабочих групп» :
• исследовательская группа (изучение истоков праздника, обрядов);
• группа сценаристов (создание сценария праздника);
• группа дизайнеров (разработка эскизов костюмов, декорации, изготовление костюмов, кукол).
Приоритетным направлением моей работы является духовно-нравственное воспитание. Один из наиболее эффективных методов духовно- нравственного воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. [4]
Поэтому мною был разработан и реализован долгосрочный проект «Народные праздники». Сегодня перед дошкольным образованием стоит актуальная задача по приобщению детей к национальным, культурным традициям. Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. В преддверии любого мероприятия ведется предварительная работа. Я провожу беседы об истории Руси, о православных святых, о святых на Елецкой и Липецкой земле просиявших, об истории праздников, православных традициях, а также рассказываю библейские сюжеты в простой, доступной для детей форме. В мини-музее «Русская изба», опираясь на наглядность, собранных экспонатов проводятся беседы с детьми об особенностях быта и семейного уклада предков, Дошкольники знакомятся с предметами быта, их названием, назначением, имеют возможность непосредственно действовать с предметами старины. Активно использую информационно-коммуникативные технологии. Презентации, видеофильмы помогают детям сформировать более яркую картину. Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания. Приобретённые знания дети проявляют на замечательных, необыкновенно красочных праздниках: «Осенины на Руси», «Капустные посиделки», «Рождественские Святки». Ведущие и дети наряжаются в русские народные костюмы, поют русские народные песни, водят хороводы, играют в русские народные игры. Дети приходят в настоящий восторг от красочных насыщенных мероприятий.
Проект «Масленица» был разработан мною и реализован с целью приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье «Масленица».
Данный проект дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Поэтому и возникла идея в проведении проекта «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
«Светлая Пасха»- замечательный проект, который очень понравился детям. С каким трепетом и серьезностью ребята готовились к этому празднику, с каким удовольствием они слушают беседы на библейские сюжеты. Итоговое мероприятие – это большая праздничная программа. Традицией для нас стало приглашать в гости служителей церкви. За последнее время духовным наставником нашего детского сада стал настоятель Георгиевского храма п. Ключ жизни иерей Михаил Авоян. Ребята уже знакомы с батюшкой и очень ждут встречи с ним с особым трепетом и ответственностью. В рамках Недели Правосланой культуры был реализован проект «Духовные посевы». Цель проекта : приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям. С помощью родителей была организованы выставка детской православной литературы, фотовыставка «Духовное наследие малой Родины», конкурс рисунков «Мой храм». Также с детьми были организованы экскурсии в храм, где настоятель прихода Михаил Авоян поведал ребятам о появлении книги на Руси, познакомил с детской православной литературой, рассказал о житии православных святых, их подвигах. С целью прочно поселить в детских душах чувство прекрасного
был разработан и реализован проект «Классическая музыка в детском саду». Я организовала музыкальные гостиные на тему : «Сказка-балет «Щелкунчик» П. И. Чайковский», «Картинки с выставки М. П. Мусоргский», «Музыкальный зоопарк Ш. К. Сен-Сенса» и другие. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Римского-Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия.
Итоговым мероприятием был показ детьми старших групп сказки «Щелкунчик» на Новый год. Проект «Живи, Елец» мною был разработан и реализован также с целью приобщения детей к истокам русской культуры на основе внедрения в образовательный процесс регионального компонента. Путем реализации регионального компонента я познакомила дошкольников с родным краем, его историко-культурным наследием. В результате дети получили первоначальные представления о Елецком крае, его историческом прошлом, и о людях, которые его прославили. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогают духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине. Тематика проектов разнообразна : «Времена года», «Музыка и дети», «Россия – Родина моя!», «Защитники земли Российской», «Моя любимая игрушка», «Мамочка моя», «Мы – будущие ученики» и многие другие. Подготовка и организация к любому мероприятию – это и есть своего рода проект. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества. В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в работе музыкального руководителя, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также освоение воспитателем технологии проектирования позволяет повысить уровень профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
Литература
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2004.
2. Беспалько В. П. Проектирование педагогических систем // Проектирование в образовании : проблемы, поиски, решения. М., 1994.-С. 21-28.
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
4. Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.
5. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
6. Приказ Минобрнауки России от 01.01.2001 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).