Алена Леонидовна Кильмяйкина
Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство- каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Публикация «Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес в различных направлениях, формирует навыки сотрудничества. На этой основе выбрали тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках проектной деятельности».
Цель: Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр
нравственно-патриотическому воспитанию) .
3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «От простого к сложному». В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:
- оборудован патриотический центр, который содержит собранный материал по разделам Программы:
Материал для ознакомления с ближайшим окружением, при изучении которого дети знакомятся с понятием «Семья», «Родословное древо», получают знания о профессиях сотрудников детского сада, о профессиях своих родителей.
- Материал для ознакомления с родным городом предназначен для знакомства с малой Родиной, достопримечательностями родного города, символикой, традициями и бытом национальностей проживающих на территории Республики Адыгея;
- Материал для ознакомления с защитниками Отечества.
Используя данный материал, дети знакомятся с родами войск военным транспортом;
- Материал для ознакомления с родной страной
В центре размещён наглядный материал, посвящённый символике страны, иллюстрации с изображением памятных мест нашей столицы Родины, фото президента Российской Федерации, глобус.
- Материал по приобщению детей к истокам народной культуры содержит предметы старины, иллюстрации, дидактические игры, различные картотеки (народные игры, загадки, стихи).
Также у центре оформлены папки для рассматривания: «Моя семья»,, «Мой любимый город», «Государственная символика России», «Природа нашего края».
- оформлены сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Моряки»;
По данной теме подобраны методическая, художественная литература, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Для воспитателей подготовила консультацию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Для родителей разработала памятку по патриотическому воспитанию дошкольников.
Заключение
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Своё выступление хочется завершить заповедью А. С. Макаренко, которую необходимо использовать при работе и с детьми, и с их родителями.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».