Елена Николюк
Использование метода проектов в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предписывает осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать совместные задачи в процессе организации деятельности взрослого и ребёнка, в самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Также одной из основных задач ФГОС ДО является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Публикация «Использование метода проектов в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
Все эти условия можно реализовать лишь при одном условии – выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания путем внедрения в педагогический процесс современных форм и методов ведения образовательной деятельности.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что метод проектов во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому, в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества педагога, детей, родителей и других членов семьи. Родители выступают не только в роли источника информации, реально помогают и поддерживают ребенка и педагога в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В своей практической деятельности мы используем разные виды проектов :
1. По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, длительные проекты.
2. По содержанию, предпочтение отдаём интегративным проектам.
3. По количеству участников: индивидуальные, групповые и коллективные.
4. По доминирующему виду проектной деятельности : познавательные, исследовательские, творческие, ролево- игровые.
В процессе проектной деятельности мы вместе с детьми и их семьями проходим следующие основные этапы работы :
1. Подготовительный, который включает в себя определение темы, цели и задач проекта, выявление и анализ представлений детей по теме, создание условий для проектирования, подготовка пространства, сбор наглядного и дидактического материала, разработка стратегии проекта.
На данном этапе применяем «метод 3-х вопросов»? …Что знаем, что хотим узнать, и как мы это будем делать. Здесь мы уточняем представления детей по теме, выдвигаем гипотезы для последующей проверки в ходе проекта, выявляем ожидания, выдвигаем идеи о способах проверки гипотез и получения новых знаний по теме.
2. Основной этап – это практическая часть. Создаем условия для осуществления детских замыслов. Мы организуем содержательное насыщение предметной среды в группе по выбранной теме: оформляем книжную выставку, соответствующей художественной, научно – популярной литературой для совместного чтения или самостоятельного изучения; предметов и материалов для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов; для игровой деятельности и т. д.
На данном этапе нацеливаем родителей на поддержание детской инициативы: пытливости, любознательности. С этого момента в активный поиск материалов по теме проекта включаются родители, которые совместно с детьми либо делают иллюстрированные мини-сообщения, которые дети впоследствии презентуют перед сверстниками, или приносят какие-либо предметы для создания коллекции и многое др. Это зависит от того каким будет итоговый продукт данного проекта.
Взаимодействие с родителями позволяет не только вовлечь их в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что - то сделать вместе. Продуктом проектной деятельности является конкретный результат выполненной работы, представленный организованной выставкой, тематическим альбомом, сюжетно-ролевой игрой, макетом, фотогазетой, развлечением, интеллект – картой, коллекцией и многим другим.
3. Заключительный этап- подведение итогов, определение задач для новых проектов. На данном этапе у детей есть возможность осмыслить результаты своей деятельности, испытать чувство гордости за достижения.
4. Презентация проекта. На данном этапе создаем условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, поделиться своими знаниями со сверстниками.
За время работы в МКДОУ Обуховский детский сад №2 при взаимодействии с родителями нами были реализованы следующие групповые проекты «7 чудес света», «Я и моё тело», «Моя Родина - Россия», «Мудрые сказы П. П. Бажова», «Народные промыслы», «Загадки комнатных растений», «Загадочный космос», «Маленькие исследователи», «Этот удивительный и хрупкий мир», «Зимушка - зима», «Вместе весело играть», «Берегись бед». Пока их нет!», «Моя семья», «Мир профессий», «Вот оно какое наше лето!», «Маленькие спортсмены», «Мы путешествуем», «Юные художники», «Золотая осень», «Быть здоровыми хотим».
Наряду с групповыми проектами приняли участие в коллективном познавательно-исследовательском проекте детского сада «Наш огород».
За время работы в ДОУ были реализованы несколько индивидуальных проектов : «Загадки природы. Вулканы», «Таинственный космос», «Кислородный коктейль. Вкус и польза в одном стакане» с презентацией результатов деятельности на Всероссийском конкурсе для одаренных и талантливых детей дошкольного возраста «Первые шаги в науку».
Вовлечение детей в проектную деятельность принесло положительные плоды. У детей сформировались начальные представления о Родине, о чудесах света, о разных профессиях, о космосе, о мире растений и животных, о творчестве уральского писателя П. П. Бажова, о своем теле и здоровом образе жизни, о временах года, произошло обогащение и уточнение лексики детей по темам проектов. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.
У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности. Дети стали более раскрепощенными, целеустремленными и уверенными в себе, способны к взаимодействию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявление творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах поспособствовало социально-личностному развитию каждого ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод проекта помогает осваивать детям окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей, повышать самооценку, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитию психических процессов детей дошкольного возраста. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в межличностных отношениях дошкольников, где дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого, ощущать себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радоваться своим успехам, выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Существенные изменения наблюдаются и в отношениях между детьми и родителями, где они становятся интересными партнерами по совместной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО : первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1486–1490. – URL : https://e-koncept.ru/2016/96216.htm.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 368 с.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.
4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
5. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
6. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
7. Ковыляева Л. А., Третьякова Н. И. Использование технологии проектной деятельности в обучении дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 167–175. – URL : https://e-koncept.ru/2016/76508.htm.
8. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
9. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».