Екатерина Рогова
Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми младшей группы
Сегодня, в век информационных технологий, вводится новые формы работы с дошкольниками, и с их родителями.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в дошкольном возрасте.
Публикация «Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми младшей группы» размещена в разделах
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет вовлекать родителей в жизнь детей, значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Мы решили уделить большое внимание работе по изучению правил дорожного движения с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей.
В свези с этим необходимо организовать системный подход по обучению дошкольников правилам дорожного движения, применяя проектную деятельность.
Мною также применяется метод проектов. За этот период разработаны и апробированы проекты для детей 3-4 лет по правилам дорожного движения краткосрочные (одно или несколько занятий - 1-2 недели) и средней продолжительности. Цель нашей работы - сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.
Учитывая, возрастные особенности дошкольников, уровень их подготовленности, были сформулированы задачи по обучению детей с правилами дорожного движения
Младшая разновозрастная группа (дети 3-4лет)
1. Знакомить с различными условиями движения транспорта и пешеходов;
2. Знакомить с разными видами транспорта, определять их сходство и различие некоторых видов;
3. Формировать умение ориентироваться в пространстве;
4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Исходя из целей и поставленных задач были сформированы пути их реализации:
1. Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице
2. Пополнение предметно-развивающей среды по ППД
3. Получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения
4. Консультации и анкеты для родителей
Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице
реализуется через интеграцию образовательных областей.
ФГОС предусматривает ведущую образовательную область:
- «Социально-коммуникативное развитие», одной из задач которой является «Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств». Её решение осуществляется в других образовательных областях:
- «Познавательное развитие» - ознакомление детей с понятием улица, ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина, тротуар, односторонним и двусторонним движением. С видами пешеходных переходов и дорожными знаками, а также перекрестком и правилами его перехода. С видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).
- «Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельности воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; знакомство с различной литературой по данной теме).
- «Речевое развитие» - развитие свободного общения в процессе освоения способов безопасного поведения, правил поведения в стандартных опасных ситуациях. Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, разучивание стихов, загадок.
- «Физическое развитие» - развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации ориентировки в пространстве).Накопление и обогащение двигательного опыта у детей, формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, оказания самопомощи, помощи другому.
В работе с детьми мы используем следующие методы и приемы :
1. Словесный:
- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
- беседа (проводятся беседы- «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «Жизнь без светофора» и др.)
- чтение художественных произведений
- составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный:
- презентация собственных материалов и интернет ресурсов («Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога» и др.);
- работа с иллюстрациями по теме;
- наблюдение (за транспортом, за поведением людей на дорогах);
3. Практический:
- выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта и др.);
– применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад» и подвижные игры «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили»
Для поддержания интереса у воспитанников темы безопасного поведения на дороге, для закрепления знаний воспитатели проводят :
- Досуги, праздники, развлечения;
- Мероприятия с участием инспектора ГИБДД
Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаем элементы здорово-сберегающих технологий : сказкотерапия, игротерапия, физкультминутки.
Следующий путь, который мы выбрали для реализации поставленной цели и задач, это организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
- насыщенность среды (представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий);подвижные игры (рули, маски)
- трансформируемость (игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую и др.);
- поли-функциональность (при использовании данных пособий закрепляются полученные знания, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие).
- вариативность (проигрываются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение).
- доступность (свободный доступ к игровым пособиям);
- безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
В каждой группе оформлен «Цент безопасности». В котором имеются: комплекты дорожных знаков, светофоры, жезл, рули, макеты, дидактические игры дорожные знаки, жилетки, головные уборы, заправка. Плакаты «Правила поведения на дороге», «Безопасность на дороге». Сюжетные картинки «Осторожно – дорога», «Улица», «Как избежать неприятностей», «Правила маленького пешехода»
В ходе работы накоплен методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по правилам дорожного движения. В каждой группе воспитателями систематизирован материал для работы с детьми и родителями. Так же разработан перспективный план обучения правилам дорожного движения с учётом ФГОС.
Проведенная работа по обучению детей правилам дорожного движения оправдала себя; дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, подвижные игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Благодаря организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды.
Технология проектирования делает детей активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. Если дошкольник сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным : сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Использованный в ходе работы метод проектирования, систематическая работа с детьми, разнообразие приемов и средств, участие родителей и сотрудников ГИБДД, позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Сформировали соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность, негативное отношение к нарушениям ПДД.
Мы уверены, что знания «дорожной грамоты», приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельным.
Считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, ГИБДД, а значит, необходимо продолжить дальнейшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.