светлана мосунова
Использование метода проекта в развитии связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№131 «Снегурочка»
г. Мурманск 2017
«Использование метода проекта в развитии связной речи детей
дошкольного возраста»
Воспитатель : Мосунова С. А
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. СЛАЙД1
Публикация «Использование метода проекта в развитии связной речи детей» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей в соответствии с ФГОС.
Однако в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше. Происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников. Причинами перечисленных явлений, на мой взгляд является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей : неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.
В нашем детском саду работа по реализации программы осуществляется через ряд проектов. Каждый проект рассчитан на один месяц. Хочу представить вашему вниманию наши проекты. СЛАЙД 2. Они дают возможность для совместной формы сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Хочу остановиться и рассказать подробно об одном из них. С воспитанниками моей группы был реализован проект «Ходит сказка по планете».СЛАЙД 3
Нами были определены цель и задачи. СЛАЙД 4
Цель проекта : развивать связную речь детей дошкольного возраста.
Задачи :
• Формировать связную речь (развитие диалогической речи и речевого общения).
• Формировать правильный темп речи и интонационную выразительность.
• Формировать грамматический строй речи.
• Расширять словарный запас.
• Создавать условия для инсценировки и драматизации небольших отрывков из народных сказок при помощи воспитателей.
• Способствовать формированию интереса к сказкам.
• Развивать навык выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.
Работа в данном проекте проходила через :
1. Развитие связной речи посредством художественной литературы, где мы знакомим детей со сказкой. Работу по развитию связной речи разделила на 4 этапа:
I этап. «Рассказывание»;
II этап. «Пересказывание»;
III этап. «Играем в сказку»;
IV этап. «Сочинялки»
Это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас. Большим плюсом в работе с детьми по речевому развитию является то, что нам помогают родители (посещают библиотеки с детьми,приносят на выставку книги по данной тематике)/
2. Развитие речи посредством художественного творчества.
Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей мы учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
3. Развитие речевого общения через игровую и театрализованная деятельность. Дети с восторгом принимают театрализованные игры и с удовольствием участвуют в них. Привлекаем неуверенных в себе, стеснительных детей Активизируется речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикулярный аппарат, интонационный строй, совершенствуется разговорная речь, идет обогащение словаря и т. д.
4. Развитие речи средствами игр с правилами:
-«Помоги герою»
-«На золотом крыльце сидели…»
Дидактических игр:
«Составь картинку из частей»,
-«Найди пару»,
- «Графические диктанты»,
- «Рассеянный художник»,
-«Зашумованные картинки»,
- «Узор»
Развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
5. Развитие речи на прогулке, в экспериментальной деятельности.
На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами,дать объяснение,сделать вывод.
6. Подвижные игры в речевом развитии. Во время игры нужно стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
7. Работа с родителями. CЛАЙД 5
Еще раз хочу напомнить, что вся образовательная деятельность проходит в сотрудничестве с родителями наших воспитанников. Они с большим удовольствием и заинтересованностью помогают нам в нашей совместной работе. А мы в свою очередь используем :консультации, рекомендации, информационные стенды, открытые занятия, чтоб донести до них важность нашей работы, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. СЛАЙД6 .Результатом нашей работы было открытое занятие для родителей «Сказки с бродячим сюжетом»(конспект прилагается) и изготовление родителями с детьми игрушек для театрализованной деятельности.
Считаю,что использование метода проекта в развитии связной речи детей дошкольного возраста является приоритетным и эффективным направлением работы. Проектная деятельность предполагает погружение детского коллектива в проблему. Она дает возможность развивать поисковую деятельность, экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Метод проектов способствует активному развитию творчества в разных видах деятельности, в частности в развитии связной речи.