юлия торохова
Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приемов наглядного моделирования в работе над звуковым и слоговым составом слова с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
Дети с задержкой психического развития характеризуются как категория детей, испытывающих трудности в обучении. Связано это с нарушением познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, лежащих в основе структуры дефекта, и влияющих на познавательную активность и интеллектуальную продуктивность детей.
Темочки:
Нередко, ребёнок с задержкой психического развития уже с начала первого класса становиться стойко неуспевающим, особенно при возросшей в последнее время тенденции к школьному обучению с шестилетнего возраста. Поэтому актуальной остаётся специальная подготовка к школе детей данной категории.
Одним из важнейших направлений в работе по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является развитие речи, которое включает в себя и подготовку к обучению грамоте. С помощью правильно организованного педагогического процесса возможно активизировать познавательную деятельность ребёнка, совершенствовать фонематическое восприятие, сформировать представления о звук, слове, предложении, увеличить активный словарь, совершенствовать графомоторные навыки, тем самым, подготавливая ребёнка к обучению в начальной школе.
Метод наглядного моделирования позволяет детям образно представить структуру слова, использовать заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой.
Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использованием вспомогательных приемов, затем, она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).
Так, первый этап- это формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Здесь, первоначальная работа строится с помощью следующей модели : графической схемы слова и фишек. По мере выделения звуков, ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков, а также выделению гласных из потока речи. Дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения. В дальнейшем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец).
Нарушения чтения и письма часто сопровождаются большим количеством ошибок. В связи с этим очень полезны упражнения на выделение и определение ударного слога в слове.
Вот несколько вариантов упражнений:
«Рисуем слова» - дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов. Предлагается послушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.
«Домики»
- раскладываются картинки в в соответствии с той схемой, которая указанна под крышей в зависимости от того, сколько в них слогов.
«Хлопки»- дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.
Например: