Анна Артемова
Использование метода наглядного моделирования в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода наглядного моделирования в подготовительной логопедической группе.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Детям приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
Публикация «Использование метода наглядного моделирования в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.
Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблиц целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.
Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, Д. Б. Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Требования, предъявляемые к модели
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
4. она должна облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев).
Виды моделей
В дидактике выделены три вида моделей:
1. Предметная модель
- имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью.
2. Предметно-схематическая модель.
- Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентом изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.
3. Графические модели.
- Обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется преимущественно в школе.
Методические рекомендации по введению моделей
в образовательный процесс
Методика введения моделей в процесс познания должна учитывать ряд обстоятельств:
1. Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями и опосредованиями в окружающей действительности.
2. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.
3. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления. Это позволяет ребёнку выделять компоненты анализируемого объекта, осваивать то, что затем будет подлежать анализу их модели. Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.
Схемы – модели с успехом могут использоваться в процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Использование метода наглядного моделирования в различных видах детской деятельности
1. Моделирование в познавательном развитии детей.
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.
• С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
• Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.
• Так же можно обратиться к опорным схемам при изучении пространственных и геометрических фигур.
• Закреплять навыки порядкового счёта.
• Умение составлять простейшие задачи на арифметические действия (На ладонь упали 3 снежинки, 2 растаяли. Сколько осталось);
• Пространственное восприятие (Кто сидит справа? Кто слева).
• Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
• Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
• С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.
• Описание времени года, природных явлений, взаимосвязь в природе.
2. Использование наглядного моделирования в речевом развитии детей.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация
Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
• С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине
• Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения. Схемы к предложениям. Выполнять звуко-буквенный анализ и т. д.
• Наглядное моделирование помогает быстро заучивать стихотворения.
• Развитию у детей умения моделировать, замещать способствует «зарисовка» загадок.
• При произношении чистоговорок, скороговорок можно использовать различные символы.
• Сочинение сюжета сказки, ролевое проигрывание диалогов.
3. Моделирование в художественно–эстетическом развитии детей.
• Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.
• Опорные схемы для составления узора в декоративном рисовании (при знакомстве с определенным видом промыслом)
• Использование полотна коврогрофа, как основу для ниткописи.
4. Моделирование в физическом развитии детей.
• Разучивание пальчиковых игр, динамических пауз.
• Работа с различными моделями развивает мелкую моторику, сенсорное развитие.
5. Моделирование в разделе «Социально-коммуникативное развитие».
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, у нас в саду широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.
В работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Известно, что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации.
Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:
- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.