григорьева
Использование метода моделирования в педагогическом процессе при формировании временных представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В деятельности человека моделирование справедливо получило статус
универсального метода, так как оно применяется фактически во всех сферах
познания и преобразования социальных и природных объектов и процессов. Совсем
не исключение педагогическая наука, и практика, где моделирование
зарекомендовало себя в качестве решения сложных проблем воспитания, обучения и
развития детей.
Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем пут м
Публикация «Использование метода моделирования в педагогическом процессе при формировании временных представлений у дошкольников» размещена в разделах
построения и изучения их моделей, оно рассматривается, как совместная
деятельность педагога и реб нка по построению моделей.
Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми с общим
недоразвитием речи знания о структуре и особенностях объектов природы, связях и
отношениях, существующих между ними.
Принцип моделирования заключается в основе замещения реальных объектов
предметами, схематическими изображениями, знаками.
В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны,
так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой
деятельности или отдельному действию.
Модель дает возможность сделать образ наиболее существенных сторон объекта
и отвлечься от несущественных в данном случае образов.
Моделирование как активная самостоятельная деятельность употребляется
логопедом вместе с демонстрацией моделей. По мере понимания детьми метода
замещения признаков, связей меж настоящими объектами, их моделями становится
вероятным завлекать детей с общим недоразвитием речи к коллективной
деятельности с педагогом, а потом и к самостоятельному моделированию.
Благодаря своим свойствам метод моделирования, раскрывает перед логопедом
ряд дополнительных возможностей при организации работы по формированию
временных представлений для детей с общим недоразвитием речи. Как указывал
А. В. Запорожец «При овладении способами использования моделей перед
дошкольниками с общим недоразвитием речи раскрывается область особенных
отношений — отношений моделей и оригинала, следовательно, это формируется в
два взаимосвязанных аспекта».
Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи доказана работами психологов: А. В. Запорожца, Л. А.
Венгера, Д. Б. Эльконина «Оно определяется тем, что в базе
моделирования лежит принцип замещения: настоящий предмет, быть может,
замещен в работе детей иным предметом, знаком, изображением. Ребенок с общим недоразвитием речи рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности связанных меж собой плана отражения — план настоящих объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты».
Научные исследования и практика обосновывают, что в частности наглядные
модели представляют собой ту форму выделения и обозначения отношении, которая понятна дошкольникам. Ученые в свою очередь устанавливают, что использование наглядных моделей заместителей развивает умственные способности дошкольников.
Знакомство с моделированием берет начало с обычного замещения предметов, ведущего к использованию знаков и символов. Именно наглядные модели более
применимы для образовательной работы с детьми дошкольного возраста, поскольку детям намного проще выявить отношения между предметами, представить предмет,
видя их зрительно, а в последующем участвовать в их создании.
В начале работы в качестве знаков - заместителей применяются геометрические
фигуры, которые своей формой и цветом напоминают замещаемый предмет, а
моделями связного высказывания может быть представлена полоса из разноцветных
кругов.
В образовательной деятельности с детьми, начиная со среднего дошкольного
возраста, детьми свободно используются модели, коллажи и схемы – модели. Такая
работа с детьми младшего дошкольного возраста практически не проводится.
Действует основа наглядности, которая предусматривает демонстрацию
реалистических ярких образов изображения предметов.
Ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей, можно начинать
уже со среднего дошкольного возраста. Когда дети уже хорошо различают на
картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно
переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.
Моделирование достаточно распространено в различных областях научного
знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические
и практические, аспекты образования и воспитания лиц с общим недоразвитием речи.
В специальной педагогике наглядное моделирование представляет собой
целенаправленный процесс исправления физических и психических (речевых)
пробелов развития у детей методом построения и исследования моделей, тех или
иных явлений, предметов либо систем объектов.
В ходе моделирования окружающих объектов совершенствуется приблизительная
деятельность, формирующая перцептивные и практические деяния.
Задействуя прием наглядного моделирования, дети знакомятся с графическим
методом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей
(частей модели) имеют возможность выступать знаки различного характера:
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты,
контуры, пиктограммы;
- геометрические фигуры;
- коллаж.
В настоящее время используются следующие виды моделирования :
- сериационный;
- двигательный;
- временно-пространственный.
Работа по ознакомлению с временными представлениями, начинается с
сериационного вида моделирования. Дети обучаются составлять модели, по которым
выкладывают из картинок с изображением сказочных героев эпизоды. После этого
этапа работы в качестве символов-заместителей используются геометрические
фигуры, собственной формой и цветом они напоминают замещаемый предмет. А именно, зеленый треугольник – елочка, коричневый кружочек – медведь.
В первую очередь имеет большое значение, чтобы дети «схватили», тот
наружный признак, который выделяется как главный (размер, цвет, и он становится
основанием для построения логики произведения).
В след за наглядным признаком детям предлагается уже более сложный признак,
он связан с образом персонажа. Каждый характер персонажа обозначен своим
цветом: если злой – черным, синим цветом, если добрый, то замещается светлыми
цветами: голубым, белым.
Двигательный вид моделирования, является более сложным предыдущего вида. В данном моделирование, добавляется либо убирается герой сказки и угадываются
происходящие события: «волк» пошел на охоту – в связи с этим «кружок» убрали;
возле домика «квадратика» поставили «треугольник» – означает, пришла лиса. И,наоборот, волк вернулся домой – к «квадратику» подставили «кружок».
Внедрение данного вида моделирования, обеспечивает запоминание
последовательности происходящих действий и умение передавать четкий ход.
Последующий вид моделирования : временно-пространственный, посредством
которого временные действия могут быть наглядно представлены в виде модели :
цветных кругов со стрелками, гранями кубика.
По модели временно-пространственной, дети овладевают рассказыванию
ситуаций без содействия взрослого, учатся выбирать поочередно нужные эпизоды.
Детям, для того чтобы фиксировать последовательность ситуации, запоминать и логично пересказывать ее помогают стрелочки, идущие от рисунка к рисунку.
Для образовательной деятельности метод моделирования открывает возможность
математизации педагогических действий. Математизация педагогики несет в себе
многочисленный гносеологический запас.
Подобным образом, метод моделирования способствует гибко сочетать логику с
эмоциональной и художественной окраской, создавать порядок в
последовательности и достаточно передавать содержание работы.
Научные исследования и практика подтверждают, что наглядные модели
являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям
дошкольного возраста, работы Р. Чудново, Е. Щербаковой, О. Фунтиковой, доказывают широкие возможности использования наглядных моделей в
коррекционном обучении.
С использованием моделирования сформировывается предметная деятельность,
дополняется чувственный опыт, в котором ребенок манипулирует временными
явлениями. При всем этом активируется наглядно-схематическое мышление,
которое может служить переходной ступенью к зачаткам логического мышления.
Восприятия о времени у детей производится двумя способами: через
повседневную жизнь и на занятиях. Оба способа могут сочетаться друг с другом. В
усвоении временных представлений детьми в повседневной жизни, следует
опираться на режимные моменты. Чередование видов деятельности в течение дня
служит ребенку надежной опорой в различении частей суток.
За исключением собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров
употребляются примеры из жизни и остальных людей, а также природные явления,
наблюдения, которые содействуют распознаванию частей суток, сезонов.
Моделирование в особенности более эффективно подходит для дошкольников с
общим недоразвитием речи, в связи с тем, что память у них носит непроизвольный
характер, развито наглядно-действенное мышление, а мыслительные задачи
решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал
усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование, помогает ребенку
зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст)
научиться работать с ними. Поскольку мыслительные задачи у детей решаются с
преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше
вербального - это особенно важно для дошкольников.
Использование наглядного моделирования уточняет знания детей, развивает
активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает
интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс
запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, ребенок
учится видеть главное, систематизировать полученные знания.
В процессе организации формирования временных представлений логопеды
сталкиваются с трудностями, как со специфическими особенностями времени, так и
с индивидуальными особенностями детей:
1. Время текуче и не может быть воспринято сразу;
2. Время – необратимо; момент, который прошел, нельзя вернуть. Настоящее,
прошедшее, и будущее не могут поменяться местами;
3. Время недоступно - его «не видно», «не слышно»; оно не имеет наглядных
форм;
4. Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия
протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить;
5. Словесные обозначения времени условны, нестабильны, относительны и носят
переходный характер (утро становится днем, а день - вечером).
С целью эффективного формирования восприятия временных эталонов и умения
ориентироваться во времени следует использовать различные методы :
-Наглядный метод ( показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов
часов);
-Словесный метод (чтение сказок, отгадывание загадок);
-Практический метод (игры, упражнения, опыты).
Во время работы особое внимание следует уделить практическим методам и
наглядным, в частности методу моделирования. Временные модели, отражающие
динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только
закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени
(одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость). Кроме того, модели
представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений,
которые позволяют свободно манипулировать моделями и понимать принципы,
свойства, закономерности временных явлений.
Работу по формированию временных представлений следует включать не только
в занятия, но и в жизненный контекст ребенка на протяжении всего дня.
Метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного
развития дошкольника, и прежде всего, наглядно - образному характеру его
мышления. Все формы использования моделирования, а именно: предметное и
предметно-схематическое моделирование дают положительные результаты в
практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
Моделирование является одним из наиболее перспективных средств реализации
умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной
образностью и наглядной конкретностью.
При знакомстве детей с основными признаками времен года основной источник
наблюдения, окружающая жизнь. Необходимо использовать наиболее яркие,
запоминающие явления природы из жизни детей. Затем предлагаем систему игровых
ситуаций, максимально приближенных к личному опыту каждого ребенка, учимся
распознавать контрастные отрезки временных представлений.
В целях активизации внимания детей с общим недоразвитием речи, поддержания
познавательного интереса отлично зарекомендовала себя модель «Времена года»
изготовленная в виде панно с набором сменяемых изображений, характеризующих
сезонные изменения в живой и неживой природе, в жизни человека.
На первых этапах обучения модель используем как календарь погоды, отмечая
явления текущего дня. В последующем - выделяем наиболее существенные,
характерные признаки текущего времени года.
Таким образом, моделирование существенно упрощает осознание осмысления у
детей сложнейших временных представлений, взаимосвязанность и очередность,
содействуют поддержанию познавательного интереса. Используя наглядные модели,
дети каждый день наблюдают динамику в основных средствах времени :
цикличность, текучесть, необратимость, закономерность. Модели позволяют
закреплять приобретенные знания в самостоятельной работе детей. А это и есть
показатель усвоения и понимания предложенного материала. Знания временных
представлений становятся основой для перехода к осмыслению последовательности
и периодичности явлений в жизни.