Оксана Полозова
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Содержание и последовательность работы с мнемотаблицами
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников, Содержание и последовательность работы с мнемотаблицами» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Актуальность использования мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
В своей презентации я хочу ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники :
1. Развивать у детей умение рассказывать знакомые художественные произведения;
2. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;
3. Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
4. Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изображенную так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для :
• обогащения словарного запаса;
• при пересказах художественной литературы;
• при обучении составлению рассказов;
• при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
• при отгадывании и загадывании загадок.
Последовательность работы с мнемотаблицами :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)
Мнемотаблицы помогают при пересказывать художественных текстов, сказок, проговаривание чистоговорок и скороговорок.
Дети очень любят загадки и с помощью мнемотаблиц с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.
Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:
• расширяется круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
• истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
• загадок;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
• перед аудиторией.
Я считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Список используемой литературы
1. Баряева Л. Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л. В. Я - говорю! М., 2007.
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
3. Стукалина В. П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., "Первое сентября", 2009.
4. Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб. ,
5. Журналы "Дошкольное воспитание" №12 за 2000 г. ; №3,10,12 за 2001г. ; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
6. Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
7. Кирьянова. Р. А. Комплексная диагностика дошкольников. Спб. Каро 2002
8. Колодяжная Т. П «Управление современным ДОУ» Ростов-н/Д, Учитель. 2003
9. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А.
10. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод, руководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005.
11. Наглядно-дидактическое пособие «Открой для себя мир». Августин. Германия
12. Тихомирова Л. Ф. "Познавательные способности детей 5-7 лет". М. 2005
13. Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006